Site icon SOVA

«Газпром» предъявил ультиматум, Грузия взяла паузу

Кахи Каладзе. Министр энергетики Грузии

Кахи Каладзе. Министр энергетики Грузии

Второй раунд переговоров в Вене между грузинской и российской делегациями по «газовому вопросу» закончился безрезультатно. По возвращении из австрийской столицы министр энергетики Грузии Кахи Каладзе встретился с послом Евросоюза в Грузии Яношем Херманом и обсудил с ним итоги венских дискуссий. После разговора европейским дипломатом Каладзе заявил: Тбилиси продолжит переговоры с «Газпромом».

Ультиматум

«Газпром» намерен поставлять газ в Армению через Иран, если Грузия продолжит настаивать на сохранении схемы, при которой плата за транзит осуществляется не деньгами, а непосредственно топливом в размере 10% от общего объема поставок через грузинский магистральный трубопровод.

Заявление министра энергетики Грузии Кахи Каладзе о фактическом ультиматуме со стороны российского газового монополиста вызвало волну критики в адрес правительства. Оппозиционное «Единое национальное движение» требует от Каладзе отчета перед парламентом. Сам министр энергетики уверяет, что готов ответить на все вопросы, но сам решит, когда это сделать.

«Ясно, что они хотят устроить шоу. Я согласен принять участие в этом шоу, однако когда у меня будет время, в связи с этим я извещу их заранее, а не когда господин Циклаури проснется с похмелья и пожелает прихода Каладзе в парламент. Это я решу, когда мне нужно прийти», — заявил Кахи Каладзе.

«Ясно, что они хотят устроить шоу. Я согласен принять участие в этом шоу, однако когда у меня будет время, в связи с этим я извещу их заранее, а не когда господин Циклаури проснется с похмелья и пожелает прихода Каладзе в парламент. Это я решу, когда мне нужно прийти»

Ранее министр энергетики пожаловался на неожиданный ход со стороны «Газпрома», но при этом призвал сограждан не поддаваться паническим настроениям.

«Инициатива о денежной оплате была поставлена в ходе переговоров самим «Газпромом». Конечно, для нас это было неожиданностью, и мы зафиксировали категорическое несогласие с введением новой схемы. Однако в ответ на это представители «Газпрома» заявили, что у них есть возможность снабжать Армению газом через Иран. Возможно, в первый год у них не получится сделать это в полном объеме, однако, в случае вложения инвестиций, Россия может полностью перевести снабжение Армении газом на новый маршрут», — заявил Каладзе.

«Опасность, что российский газовый монополист сможет выполнить свою угрозу реальна, и результаты будут для Грузии довольно тяжелыми»

По его словам, в министерстве энергетики проанализировали поставленный «Газпромом» ультиматум: на сегодняшний день Россия может поставлять в Армению из Ирана один млрд. кубометров газа. «Опасность, что российский газовый монополист сможет выполнить свою угрозу реальна, и результаты будут для Грузии довольно тяжелыми», — уверяет Каладзе и добавляет: у России есть различные инструменты для давления на Грузию, и «Газпром» — далеко не единственный. Грузия в определенной степени зависит от энергетических поставок из России. Страна на протяжении многих лет импортирует российскую электроэнергию. И альтернативы (по цене – прим. СОВЫ) у Грузии нет, подчеркивает министр.

«Газпром» предъявил ультиматум Грузии

«Отношения с Россией в энергетической сфере начал не я, они существовали много лет, и надо сказать, сотрудничество в энергетике было хорошо налаженным. Я, как министр, не собираюсь разрушать это сотрудничество, которое существует много лет. Мы должны исходить из интересов страны», — заявил Каладзе.

«Отношения с Россией в энергетической сфере начал не я, они существовали много лет, и надо сказать, сотрудничество в энергетике было хорошо налаженным. Я, как министр, не собираюсь разрушать это сотрудничество, которое существует много лет. Мы должны исходить из интересов страны»

Что касается возможности негативного влияния переговоров Тбилиси с «Газпромом» на отношения Грузии и Азербайджана, Каладзе заверяет, что такой опасности не существует.

«Разумеется, мы анализируем, насколько опасными могут быть такие переговоры, но риск минимальный, так как зависимость Грузии от российского газа крайне невелика. Если будет достигнуто соглашение об увеличении поставок, то доля «Газпрома» может дойти до 20% от общего количества потребляемого страной газа, но не более этого. В любом случае, Азербайджан остается нашим стратегическим партнером и основным поставщиком газа. Так что никаких проблем во взаимоотношениях между Грузией и Азербайджаном нет, и никакие переговоры с «Газпромом» этого не изменят», — заявил Каладзе.

«Азербайджан остается нашим стратегическим партнером и основным поставщиком газа. Так что никаких проблем во взаимоотношениях между Грузией и Азербайджаном нет, и никакие переговоры с «Газпромом» этого не изменят»

Георгий Квирикашвили и Ильхам Алиев. Давос

«Газовый вопрос» стал одной из тем встречи премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на полях международного экономического форума в Давосе. По итогам переговоров Квирикашвили заявил, что разговор был дружеским и что азербайджанский президент собирается в скором времени посетить Грузию. Стороны выразили удовлетворение развитием двусторонних отношений в различных сферах и подтвердили стратегическое партнерство. А что касается газоснабжения, то это «чисто технический вопрос».

Как уже писала СОВА, разговоры о возможности возобновления прямых поставок в Грузию газа из России начались во второй половине 2015 года и вызвали раскол в обществе. Часть населения выступает категорически против любых контактов с российским холдингом. На сегодняшний день Тбилиси получает транзитные 10% от общего объема поставок российского топлива в Армению по магистральному газопроводу. Это, в свою очередь, составляет 12% от совокупного количества потребляемого Грузией «голубого топлива». Специалисты предупреждают: если схема изменится, тогда Тбилиси придется покупать эти 12% за «живые» деньги в условиях постоянно меняющихся цен.

Как отмечает известный экономист, профессор Ладо Папава, интерес «Газпрома» к Южному Кавказу очевиден: в 2000-е годы компании удалось приобрести газотранспортную систему Армении, а также получить контроль над строительством трубопровода между Ираном и Арменией. Сейчас конечной целью Москвы является приобретение грузинского магистрального газопровода, протяженностью в 225 км.

Exit mobile version