Курс грузинской национальной валюты по итогам пятничных торгов опустился до исторического минимума и составил 2,4694 по отношению к доллару США. До этого самый низкий курс был установлен 23 февраля 1999-го года – 2,45. Однако к концу того же года грузинская национальная валюта укрепилась (1,93 – прим. СОВЫ) и в течение последних лет фискальным органам удавалось поддерживать стабильный курс на уровне 1,75-1,80.
Нынешняя стремительная девальвация началась осенью прошлого года и, всего за несколько месяцев, лари потерял более 40% своей стоимости. В правительстве ослабление лари объясняют «процессами, происходящими во всем регионе», в частности, в Азербайджане, где произошел обвал местной валюты – маната, а также снижением мировых цен на нефть.
Член правящей коалиции, председатель парламентского комитета по секторальной экономике и экономической политике Зураб Ткемаладзе и вовсе уверяет: ничего страшного не происходит, а повышение цен на импортные товары компенсируется за счет удешевления продукции местного производства.
Скептики тут же провели параллели с позицией, озвучиваемой российскими чиновниками. И предрекают Грузии пресловутое «импортозамещение» с заранее негативным результатом как для экономики страны, так и для благосостояния населения. Оппозиция уверяет, что власти не имеют реальной программы преодоления кризиса.
Тем временем, премьер-министр Георгий Квирикашвили на полях всемирного экономического форума в Давосе ведет переговоры с инвесторами. По мнению экспертов, если за этим не последует зарубежных финансовых вливаний в грузинскую экономику, лари может просесть еще ниже. На данный момент, по информации местных СМИ, уровень долларизации в стране уже составил 70%.
Еще будучи министром экономики Георгий Квирикашвили среди мер выхода из валютного кризиса называл возобновление большой приватизации. Он надеялся привлечь в бюджет около 300 млн долларов за счет продажи государственной собственности. Тогда министр отказался уточнить, какие именно объекты он имел в виду. Впрочем, известно, что в государственной собственности остаются активы лишь нескольких крупных предприятий. В том числе теплоэлектростанций, портов и грузинской железной дороги. Поднималась ли эта тема на ВЭФ в Давосе, не известно.
Паники в связи с обесцениванием лари пока не наблюдается, однако в Грузии явственно чувствуется нервозность населения из-за роста цен на товары первой необходимости.