Открытие крупнейшего музыкального театра Грузии с самого начала обещало быть феерическим. И то, что первой постановкой на сцене Тбилисского театра оперы и балета стало бессмертное произведение Захария Палиашвили «Абесалом и Этери», придало этому событию еще большую историческую значимость. В преддверии открытия театра после шестилетней реконструкции СОВА побывала на закрытом показе и осмотрела обновленное здание. Впечатлениями делится Нино Шамугия.
Архитектурный шедевр
Есть в культурной жизни любого общества знаковые события, да что там, – эпохальные. Без преувеличения открытие в Тбилиси театра оперы и балета им. Палиашвили после долгих лет реставрации и восстановительных работ – событие именно такое. За свою 165-летнюю историю Опера, подобно Фениксу, возрождалась из пепла дважды – пожары 1874 и 1973 годов уничтожили экстерьер и интерьер театра. В 2010 году было решено провести масштабную реконструкцию обветшавшего здания. Профинансировал ремонтные работы фонд «Карту», за восстановление облика культурного достояния Грузии во второй раз взялся архитектор Лери Медзмариашвили (первый раз Медзмариашвили восстанавливал театр в 1973 году). После шести лет работ и сорока миллионов потраченных долларов (можно ли считать деньги, когда речь идет о национальном достоянии, впрочем, если бы не эти средства, писать мне сегодня было бы не о чем) свет увидела новая-старая Опера.
Да, да! Перед нами вновь привычное, до боли любимое и, в то же время, легендарное здание. Казалось бы ничего не изменилось: все тот же мощный рыжий фасад с терракотовыми горизонтальными полосами, витражные стекла, стрельчатые арки, – восточный, псевдомавританский стиль сохранен. Да еще и расширен прилегающий к театру сквер. Появились открытые веранды и выставочное пространство.
Классика грузинской оперы
Интерьер тбилисской Оперы впечатляет ничуть не меньше экстерьера. Красный, Голубой, Зеркальный залы. Изящная роспись стен и сводов здания (обновленная); помпезный Большой зал в позолоченном убранстве; грандиозная люстра, весящая около трех тонн; расширенная оркестровая яма… и, безусловно, сокровище оперы – занавес, заслуживающий особого внимания.
Художники-реставраторы вернули на сцену уникальное полотно, многие годы украшавшее главную сцену тбилисской Оперы, восстановив его в Германии по старым эскизам и фотографиям. Это – точная копия занавеса, расписанного художником Серго Кобуладзе в 1960-м. Долгие годы он являлся визитной карточкой оперного театра.
И еще одна дань традиции – новый сезон было решено открыть центральным произведением прославленного грузинского композитора, чье имя и носит театр оперы и балета – Захария Палиашвили. Когда Палиашвили почти сто лет назад, в 1919 году поставил «Абесалома и Этери» на этой самой сцене, грузинская общественность и зарубежные критики единогласно признали: «Это рождение национальной классической оперы!» Как общество примет новое прочтение «Абесалома и Этери» (режиссер современной постановки – Гизо Жордания) станет ясно совсем скоро.
Приоткрою завесу тайны: богатство костюмов, декораций, мастерство исполнения не может оставить равнодушным. Ведущие партии в постановке поют признанные в мире грузинские оперные голоса – Ладо Атанели (баритон), Тамар Ивери (сопрано) и Теймураз Гугушвили (тенор). Грузинский колорит действу придают и национальные танцы (хореограф – Илико Сухишвили). Одним словом, бессмертная опера «Абесалом и Этери», повествующая о победе благородного чувства над коварством, а любви – над смертью, стала победой грузинской культуры над временем. Никакие слова не могут передать того тремора в груди, когда ты – свидетель воскрешения истории.