Международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала ежегодный доклад о состоянии прав человека в мире. Как говорится в отчете, в 2015 году Грузия по-прежнему стремилась к созданию свободной среды, но при этом не избежала «метаний и колебаний». Правозащитники зафиксировали в стране целый ряд нарушений. В частности, как говорится в отчете, «из-за юридических баталий вокруг поддерживающего оппозицию телеканала «Рустави-2″ возникали вопросы по поводу соблюдения свободы выражения мнений».
В Amnesty отмечают также, что в 2015 году продолжали звучать утверждения о политическом давлении на судей и избирательности правосудия, «особенно в связи с осуждением [simple_tooltip content=’Экс-мэр Тбилиси Гиги Угулава, — прим. СОВЫ’]бывшего политика[/simple_tooltip], которого повторно арестовали на следующий день после того, как Конституционный суд распорядился его освободить». В докладе также говорится о случаях, когда полиция препятствовала мирным собраниям либо ограничивала их. Расследование же сообщений о жестоком обращении со стороны правоохранителей, по словам правозащитников, продвигалось медленно и неэффективно.
Предлагаем вам выдержки из доклада Amnesty International, посвященные проблеме прав человека в Грузии.
Краткая справка
К концу года политическая напряжённость возросла из-за провокационных замечаний премьер-министра в адрес оппозиционной партии «Единое национальное движение» (ЕНД); публикации секретной съёмки изнасилования в тюрьме, произошедшего во времена правления ЕНД; а также утечки аудиозаписи разговора между покинувшим страну бывшим президентом и руководством оппозиционного телеканала «Рустави-2». В разных частях страны люди по политическим мотивам разгромили несколько офисов ЕНД.
От 30-процентного снижения курса национальной валюты по отношению к доллару США пострадало множество семей, взявших кредиты в предыдущие годы, а также пошатнулось экономическое положение многих других людей.
Сохранялись ограничения на въезд и выезд из отколовшихся республик Абхазия и Южная Осетия, равно как и опасения касательно безопасности и гуманитарной ситуации в этих двух точках тлеющего конфликта. Напряжённость возросла после того, как 10 июля пограничные знаки на грузино-югоосетинской границе были в одностороннем порядке перенесены на несколько сотен метров вглубь территории Грузии. Нескольких гражданских лиц, как сообщалось, задержали и оштрафовали за «незаконный» въезд на территорию Южной Осетии и пересечение фактической границы, которая в значительной своей части не демаркирована.
В октябре прокурор Международного уголовного суда (МУС) посетила Грузию вскоре после того, как запросила у МУС разрешение на расследование ситуации во время грузино-российской войны в августе 2008 года.
Система правосудия
По-прежнему внушала беспокойство избирательность правосудия и политически мотивированные судебные преследования.
Конституционный суд 17 сентября распорядился об освобождении оппозиционера и бывшего мэра Тбилиси Гиги Угулавы. По обвинениям в присвоении бюджетных средств и отмывании денег он находился в предварительном заключении с 2013 года, и суд счёл незаконным его содержание под арестом сверх установленного законом девятимесячного срока. Высокопоставленные члены правительства обрушились на судей с жёсткой критикой в связи с этим решением, а некоторые проправительственные группировки грозили им насилием. И уже 18 сентября Гиги Угулаву приговорили к четырём с половиной годам заключения по тем же самым обвинениям и сразу же взяли под стражу.
Вопреки широко распространённым ожиданиям судья, который вёл судебное разбирательства противоречивого дела об убийстве в 2006 году, был вновь назначен Верховным советом правосудия 25 декабря незадолго до истечения срока его полномочий. Судья подвергался критике за то, как он вёл дело, в котором – в соответствии с решением Европейского суда по правам человека 2011 года — «различные ветви государственной власти … совместно предпринимали действия, препятствующие отправлению правосудия».
Свобода выражения мнений
Местные НКО и политические комментаторы выражали обеспокоенность в связи с соблюдением свободы выражения мнений, считая, что иск бывшего акционера телеканала «Рустави-2» к его нынешним владельцам инспирирован правительством, чтобы лишить оппозицию её главного рупора. Директор «Рустави-2» 21 октября сообщил о том, что его шантажируют и что силовики угрожают опубликовать видео- и аудиозаписи личного характера, если он не подаст в отставку. Тбилисский городской суд вынес решение в пользу бывшего владельца. А 5 ноября менеджеров «Рустави-2» принудительно отстранили от руководства телеканалом вопреки постановлению Конституционного суда о том, что сначала должна быть заслушана жалоба на решение, и на их место заступили проправительственные временные управляющие.
Свобода собраний
В нескольких случаях полиция неправомерно ограничивала мирные собрания либо не давала их проводить, а кроме того, несколько раз не предотвратила столкновения между политическими оппонентами.
Так, 15 марта примерно 50 сторонников правящей коалиции «Грузинская мечта», вооружённых деревянными палками, ворвались в офис местного отделения ЕНД и аффилированной с ним организации в городе Зугдиди. Они бросали камни и били окна. По имеющимся данным, девять человек пострадали, в том числе один из сотрудников полиции, которые попытались вмешаться, но численное превосходство оказалось на стороне нападавших.
Двенадцатого июня, накануне первых Европейских игр в азербайджанской столице Баку, 15 активистов попытались провести в сквере имени Гейдара Алиева в Тбилиси акцию протеста против удручающего положения с правами человека в Азербайджане. Незадолго до начала пикета полицейские оцепили сквер и без каких-либо объяснений не пустили туда активистов.
Права лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексов
Международный день борьбы с гомофобией и трансфобией (МДБГТ) прошёл в Тбилиси 17 мая мирно, без огласки. Власти согласились обеспечивать безопасность мероприятия, только если оно будет проходить без огласки и предварительных объявлений, в специально отведённом месте.
Европейский суд по правам человека 12 мая вынес решение по делу «„Идентоба“ и другие против Грузии», постановив, что отказ полиции защищать участников марша в честь МДБГТ в 2012 году представлял собой дискриминацию и ограничение их права на свободу собраний.
Тбилисский городской суд 7 августа признал мужчину виновным в поджоге и нанесении побоев, приговорив его к четырём годам лишения свободы за нападение на одну трансгендерную женщину и поджог квартиры другой, которую он убил. При этом убийство суд счёл актом самообороны и по этому пункту оправдал его.
А 23 октября Тбилисский городской суд оправдал четверых мужчин, которые обвинялись в нападении на митинг в честь МДБГТ, прошедший в 2013 году в Тбилиси. Своё решение суд мотивировал «недостаточностью улик», хотя, насколько известно, мужчин можно было опознать на фото- и видеозаписях с места событий. Пятый мужчина, которого также видно на записях, был оправдан ранее. В том нападении участвовали десятки человек, но ни один из них не осуждён.
Пытки и другие виды жестокого обращения
Местные правозащитные организации сообщали о новых случаях жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов. Расследование предполагаемых злоупотреблений должностными лицами генеральной инспекции Министерства внутренних дел шло медленно и неэффективно.
Омбудсмен и несколько НКО внесли на рассмотрение совместный проект независимого следственного механизма по расследованию уголовных правонарушений, совершённых сотрудниками правоохранительных органов. Однако по состоянию на конец года закон о создании такого механизма ещё не рассматривался.