Выбор между конфронтацией и отношениями, основанными на взаимном уважении. По мнению замминистра иностранных дел России Григория Карасина, пришло время, чтобы Грузия определилась. Заявление статс-секретаря МИД РФ прозвучало в Праге, куда он прибыл для участия в дежурных переговорах со своим «партнером» — спецпредставителем премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с Россией Зурабом Абашидзе. Дипломаты время от времени встречаются, чтобы обсудить торгово-экономические связи, вопросы гуманитарного характера, в общем, всё кроме политики. Впрочем, дипломатично обойти политические темы на этот раз Карасину не удалось. Его резкие заявления обернулись скандалом.
Терпение России может иссякнуть. Слова замминистра иностранных дел РФ в Грузии многие восприняли даже не как предупреждение, а как открытую угрозу. Столь жесткое заявление Григорий Карасин сделал еще до встречи с Абашидзе в беседе с грузинскими журналистами. Сначала он выразил удовлетворение тем, что отношения между двумя странами вышли из режима конфронтации, свойственной периоду правления Михаила Саакашвили. Но позже недвусмысленно дал понять: Москве не нравится антироссийская риторика, звучащая из Тбилиси. При этом он отметил, что звучит она в преддверии парламентских выборов в Грузии, заявив о неких рисках, связанных с избирательным процессом.
Недовольство российского дипломата, а вместе с ним и официальной Москвы, в первую очередь, вызывают заявления грузинских официальных лиц: политиков, министров «и даже президента». По словам Карасина, все они пытаются представить себя большими патриотами и борцами с российской экспансией. Отдельно замглавы МИД РФ упомянул главу оборонного ведомства Грузии Тину Хидашели; именно в связи с ее призывом ко всему цивилизованному миру сплотиться перед лицом российской агрессии Карасин заявил о терпении, которое, как выясняется, не бесконечно.
Послав через грузинских журналистов в Тбилиси нужные сигналы, Григорий Карасин отправился на встречу с Зурабом Абашидзе, на которой, судя по всему, помимо стандартного набора тем обсудил и ту самую антироссийскую риторику. Выйдя к микрофонам и камерам, статс-секретарь вновь пожаловался на «воинственные антироссийские заявления некоторых весьма влиятельных грузинских политиков», правда, на этот раз не стал называть фамилий, сославшись на «это не в моих правилах». Карасин, тем не менее, не стал скрывать того, что речь идет о членах грузинского правительства, называющих Россию угрозой цивилизованному миру.
«не в наших правилах отвечать на каждый непродуманный чих»
«В России эти высказывания естественно читаются, воспринимаются очень болезненно, не в наших правилах отвечать на каждый непродуманный чих, но это накладывает отпечаток на наше общественное мнение по отношению к Грузии. К счастью за последние годы нам удалось вывести отношения из тупика конфронтационности и враждебности», — заявил Карасин, добавив, что между Россией и Грузией, наконец, начала восстанавливаться «нормальная межгосударственная канва общения». Это чрезвычайно важное совместное достояние надо беречь, считает замминистра.
Вновь упомянув предстоящие парламентские выборы в Грузии, Карасин назвал их «нелегким испытанием для политических партий, для руководства страны и вообще для общественности». По мнению дипломата, антироссийская риторика, звучащая из Тбилиси, может быть связана именно с приближением выборов. «Мне почему-то кажется, что в предвыборной лихорадке грузинские политики часто позволяют себе то, чего в обычной обстановке они бы себе не позволили. Иногда отказывают тормоза. Эти тормоза должны действовать и люди должны ответственно подходить к тому, что они говорят применительно к соседнему государству», — отметил Карасин, заверив, при этом, что на самих встречах с Абашидзе «в конструктивном ключе обсуждаются конкретные задачи». «Мы не собираемся в Праге для того, чтобы переругиваться или обмениваться какими-то сентенциями политиков», — отметил он.
Отделить критику в адрес прозападных грузинских политиков от переговорного процесса в Праге постарался и Зураб Абашидзе. По его словам, если Карасин и озвучивает журналистам свою позицию по некоторым темам, это вовсе не значит, что они становятся предметом обсуждения на встречах. «Когда мы начинали диалог в этом формате, с самого начала мы обозначили «красные линии», то есть группу вопросов, которые в нашем формате обсуждаться не будут. Это наш внешнеполитический курс и вопросы, основанные на принципах нашей территориальной целостности и суверенитета», — заявил Абашидзе после переговоров, заверив, что тональность встречи была деловой.
Тональность заявлений, сделанных на переговорах, судя по всему отличалась от тех, что звучали до и после встречи. Спецпредставитель премьер-министра Грузии, например, после «конструктивной» беседы с Карасиным подверг критике «деструктивные действия» российских военных на оккупационной линии вокруг Южной Осетии, что, по его словам, может вызвать серьезную эскалацию в масштабах всего региона». Речь, в первую очередь, идет о ситуации в районе села Джариашени Горийского района, где солдаты начали работы по строительству дороги. Как отметил Абашидзе, позиция России, для которой эта линия является государственной границей между Грузией и Южной Осетии, для официального Тбилиси остается абсолютно неприемлемой. «Мы никогда не смиримся с этой т. н. новой реальностью», — подчеркнул дипломат.
Вскоре после заявлений Григория Карасина, премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили также выступил с критикой российских политиков. По словам главы правительства, говоря о настроениях в Грузии, тем следовало бы в первую очередь «обратить внимание на собственные подходы». «О полной нормализации двусторонних отношений можно будет говорить только после того, как подходы будут основаны на уважении территориальной целостности Грузии и её суверенитета. Но мы должны стараться (безусловно, не в ущерб внешнеполитическому курсу и территориальной целостности — здесь любые компромиссы исключены), должны максимально стараться снизить эскалацию и перейти в режим, в котором можно будет обсуждать решение проблем», — заявил Квирикашвили.
«конструктивная позиция Грузии не означает смирения с оккупацией и отказа от национальных интересов»
Отреагировали на пассаж Карасина и в администрации президента. Секретарь Георгия Маргвелашвили по внешнеполитическим вопросам Тенгиз Пхаладзе заявил, что Грузия стремится к цивилизованным отношениям с Россией, однако конструктивная позиция Тбилиси ни в коем случае «не означает смирения с оккупацией и отказа от национальных интересов». Краеугольным камнем в отношениях с любым государством Пхаладзе назвал вопрос территориальной целостности Грузии. Что касается выбора, который, по словам Карасина, должен сделать Тбилиси, как подчеркнул секретарь президента, грузинский народ его давно уже сделал.
Эстафету критики в адрес Карасина от кабмина и администрации президента приняли в парламенте Грузии. Так, например, депутат Леван Бердзенишвили назвал выступление российского дипломата «очень некорректным». Однопартиец министра обороны Тины Хидашели повторил ее слова об исходящей от Москвы угрозы: «весь мир старается остановить агрессивные планы России». Лидер парламентской фракции «Грузинская мечта» Георгий Вольский назвал слова Карасина «агрессивными», усмотрев в его заявлении признаки вмешательства во внутриполитические дела Грузии. А член оппозиционного «Единое национальное движение» Георгий Барамидзе счел прозвучавшие из Праги слова российского дипломата шантажом.