В парламенте Беларуси нового созыва, который был избран 11 сентября, будут представлены несколько политиков от оппозиционных партий. В частности, в Минске победила Анна Канопацкая из Объединенной гражданской партии. Также в Минской области в одном из одномандатных округов победила Елена Анисим из «Общества белорусского языка». Стоит отметить, что в парламенте Беларуси прошлого созыва представителей оппозиции не было. Всего в Нижней палате - 110 депутатов, которые избираются по мажоритарной системе. О политических тенденциях в Беларуси СОВА побеседовала с политическим обозревателем издания "Комсомольская правда" в Минске Ириной Козлик.
— Насколько неожиданным было то, что оппозиция прошла в парламент?
— Это вопрос был основным на белорусских выборах. Этого ждали еще в 2012 году, тогда тоже пытались наладить отношения с Западом. Сейчас в парламент допустили двух кандидатов, но не самых сильных. Победа кандидата от оппозиционной партии ОГП Анны Канопацкой выглядит странной, на ее участке был сильный конкурент — Татьяна Короткевич (Белорусская социал-демократическая партия «Грамада», — прим. СОВЫ). В прошлом году Татьяна стала первой женщиной-кандидатом в президенты в истории Беларуси. Ее точно знают лучше, чем Анну Канопацкую. Т.е. власть пустила оппозицию в парламент, но прежде знатно ее потролила.
— Понятно, что два оппозиционера — это немного, но много ли это для Беларуси?
— Действительно, 16 лет не было оппозиции среди депутатов. Два человека — очень мало, реальной угрозы от них не будет. Но есть надежда, что больше внимания уделят белорусскому языку. Алена Анисим («Общество белорусского языка», — прим. СОВЫ) ратует за возрождение белорусского языка, она точно будет выступать в парламенте на мове и уделять ей огромное внимание. Этого тоже давно не было в парламенте.
— О чем говорит эта тенденция? Можно ли сказать, что Лукашенко вжился в роль «сравнительно демократичного диктатора» на постсоветском пространстве?
— У нас сейчас шутят, что ситуация в экономике такова, что на полное отсутствие оппозиции в парламенте просто нет денег. Но при этом есть и относительный прогресс: раньше власть торговала с Западом политзаключенными, а сейчас депутатами-оппозиционерами. Все на свободе, что тоже хорошо.
— Можно ли говорить о так называемой оттепели в отношениях с Западом?
— Относительная оттепель уже была в отношениях с Западом, она сводится в итоге к кредитам. Конечно, Запад учтет депутатов-оппозиционеров. Как, вероятно, и заметит низкую явку на избирательных участках. Официально цифры высокие, но по данным правозащитников — очень низкие, а подсчет голосов не был прозрачным процессом. То есть выборы прошли в Беларуси как всегда за последние 20 лет. Тут нет демократии.

![Новый уголовный кейс в Грузии: тюремная перспектива для прозападной оппозиции [РЕАКЦИИ] 2 guard station state penitentiary barbed wire grey 2024 09 17 10 32 17 utc интервью featured, Бадри Джапаридзе, Георгий Вашадзе, Грузинская мечта, Единое Национальное Движение, Зураб Джапаридзе, Мамука Хазарадзе, Михаил Саакашвили, Ника Гварамия, Ника Мелия, Элене Хоштария](https://sovanews.tv/wp-content/uploads/2025/11/guard-station-state-penitentiary-barbed-wire-grey-2024-09-17-10-32-17-utc-400x300.jpg)













