Грузия в ожидании выборов – до главного политического события года остается совсем немного времени. Но многие граждане так и не определились с выбором. Социологическое исследование Национального демократического института (NDI) показывает – большинство грузинских избирателей (57%) по-прежнему не могут отдать предпочтение ни одной из политических сил. 38% респондентов заявили, что знают, за кого хотят отдать свой голос. СОВА предлагает вашему вниманию специальный проект. Мы расскажем все самое интересное о внешней политике главных участников политической гонки. Все за и против.
Партия: «Наша Грузия — Свободные демократы».
Основатель: Ираклий Аласания. В прошлом занимал посты постоянного представителя Грузии при ООН, министра обороны и вице-премьера Грузии. Был советником президента по вопросам урегулирования конфликтов, главой правительства Абхазской автономной республики в изгнании.
Лидер: Ираклий Аласания.
Дата основания: 16 июля 2009 года.
Что надо знать:
16 июля 2009 года в Тбилиси было объявлено о создании новой партии правоцентристской идеологии «Наша Грузия — Свободные демократы», лидером которой стал бывший посол Грузии в ООН Ираклий Аласания, привлекший в организацию своих бывших коллег по дипломатической работе. Партия изначально выступала за президентскую республику с сильным парламентом, независимой судебной системой и органами местного самоуправления, наделенными широкими полномочиями.
До того, как возглавить новую партию, Аласания был лидером союза «Новых правых» и «Республиканской партии» — «Альянс за Грузию», который в 2009 году в период правления Михаила Саакашвили требовал проведения референдума по вопросу о внеочередных президентских выборах. Кроме того, вместе с Нино Бурджанадзе, Саломе Зурабишвили, Леваном Гачечиладзе и другими лидерами оппозиции Аласания принял участие в организации начавшихся в апреле 2009 года в Тбилиси масштабных акций протеста. В мае того же года он также участвовал в переговорах между представителями оппозиции и президентом Саакашвили, которые закончились без существенных результатов. В то же время Аласания отказался участвовать в наиболее радикальных акциях оппозиции, связанных с блокированием автомагистралей и железной дороги. В 2010 году в Грузии прошли местные выборы, на которых победила правящая партия «Единое национальное движение», «Альянс за Грузию» набрал всего 17,9% голосов. В том же году Аласания заявил, что объединение прекращает свое существование.
В декабре 2011 года «Свободные демократы» примкнули к новому оппозиционному объединению «Грузинская мечта», созданному миллиардером Бидзиной Иванишвили. На парламентских выборах 1 октября 2012 года коалиция победила. После формирования нового правительства, лидер «Свободных демократов» Ираклий Аласания получил пост министра обороны. Он пообещал провести в ведомстве «основательную реформу» с учетом анализа ошибок не только в войне с Россией, но и за весь период независимости Грузии.
Уже в январе 2013 года внутри правящей коалиции наметилось недопонимание и проявились первые признаки раскола. По указанию премьер-министра Бидзины Иванишвили, Ираклия Аласания отстраняют от должности первого вице-премьера. Причиной отставки эксперты назвали разногласия между двумя политиками по вопросу будущих полномочий президента, на пост которого Аласания хотел баллотироваться в октябре. Лидер «Свободных демократов» тогда признался, что имел «неприятный разговор» на эту тему с главой правительства. Сам Иванишвили заявил, что Аласания наказан за действия, которые «привели к распространению нежелательных слухов о том, что уже предрешено, кто станет будущим президентом Грузии». Инцидент между Иванишвили и Аласания был замят, но противостояние на этом не завершилось.
Осенью 2014 года в правящей коалиции произошел окончательный раскол. В этот период были арестованы бывшие сотрудники Минобороны и Генштаба. Их обвинили в растрате государственных средств по т.н. «делу о кабелях». «Свободные демократы» опротестовали действия прокуратуры. Аласания заявил, что аресты политически мотивированны, и на министерство обороны осуществляется «целенаправленная атака», ставящая целью срыв процесса интеграции в евроатлантические структуры. После этого политик лишился должности министра обороны. Вслед за Аласания два члена его команды — госминистр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Алекси Петриашвили и глава МИД Майя Панджикидзе — добровольно покинули свои посты. «Свободные демократы» вышли из состава коалиции «Грузинская мечта».
В марте 2015 года «Свободные демократы» отказались присоединяться к инициативе «Единого национального движения» об объявлении недоверия правительству. «Иванишвили и Саакашвили нуждаются друг в друге, чтобы запугать народ. Поэтому, смело могу сказать, что Грузии и нашему будущему не нужен ни один из них», — заявил тогда Аласания.
В феврале 2015 года состоялась еще одна серия отставок: «Свободные демократы» покинули парламентские должности. Виктор Долидзе отказался от поста председателя комитета по вопросам евроинтеграции, Давид Онопришвили – от поста главы финансово-бюджетного комитета, а Гия Цагареишвили – от должности председателя комитета по охране окружающей среды. Ранее решением парламентского большинства «Грузинской мечты» был отозван с должности вице-спикера парламента представитель «Свободных демократов» Зураб Абашидзе.
Комментируя решения покинуть должности, в партии заявили, что это было сделано с целью перейти «в более активный режим противостояния». «Свободные демократы» были недовольны политикой властей. Они утверждали, что имеют «обоснованные подозрения того, что власти (Грузии), скрываясь за декларациями о непоколебимости европейского и евроатлантического выбора народа, целенаправленно озвучивают послания капитулянтского содержания в адрес России».
«Мы имеем дело, с одной стороны, с повторным подтверждением заявлений о верности интеграции с нашими стратегическими партнерами – ЕС и НАТО, и с другой — с затягиванием выполнения обязательств, взятых по соглашениям, как с ЕС, так и с НАТО, а также с очень опасным, очень динамичным процессом оставления страны один на один с Россией. Такой подход наших политических оппонентов губителен для страны, и, соответственно, совершенно неприемлем для нас», — заявляли в партии.
Ираклий Аласания подчеркивал, что «неформальное правление» Бидзины Иванишвили делает неэффективным принятие решений в правительстве с точки зрения преодоления проблем, в том числе и в экономике, где положение «с каждым днем ухудшается». Он также заявил, что Иванишвили «намеренно открыл пространство» пророссийским силам: «иначе я не могу объяснить, почему представители наших органов контрразведки не действуют своевременно, насколько мне известно, в течение последнего года они были практически ограничены в своей работе». Аласания также призвал к запрету вещания российских телеканалов на территории Грузии.
Вместе с тем, лидер «Свободных демократов» исключил возможность «политического союза» с бывшей партией власти — находящимся в настоящее время в оппозиции также прозападным «Единым национальным движением». Но заявил, что в будущем в качестве партнера видит «Республиканскую партию».
Весной 2016 года «Свободные демократы» организовали акции протеста против приговора бывшим сотрудникам министерства обороны. К ним примкнули представители других парламентских и непарламентских оппозиционных партий, в том числе «Единое национальное движение», «Новые правые», «Государство для народа» и «Республиканская партия».
Перед парламентскими выборами «Свободные демократы» согласились подписать предложенный правящей партией «Грузинская мечта» меморандум, гарантирующий невмешательство участников гонки в предвыборную агитацию друг друга во избежание инцидентов. Документ также подписали «Республиканская партия», «Объединенное демократическое движение» и «Альянс патриотов». При этом лидер «Свободных демократов» заявил, что считает проект меморандума «слабым», поскольку в нем не оговорена ответственность правящей партии и властей в вопросе мирного урегулирования кризисных ситуаций.
В июле 2016 года «Свободные демократы» наряду с пятью другими политическими субъектами подписали «Партийную декларацию о евроатлантической интеграции Грузии», в которой говорится, что страна «хочет играть важную роль в коллективной безопасности, демократии и благополучии евроатлантического общества», и выражается надежда на то, что вступление в НАТО положительно отразится на государственности Грузии и поможет безопасности и стабильности региона.
Опросы:
Согласно исследованию Международного республиканского института (IRI), в марте 2016 года «Свободных демократов» поддержали 20% респондентов.
Результаты опроса Национального демократического института (NDI), проведенного в июне-июле, показывают – за «Свободных демократов» готовы проголосовать 10% избирателей.
В июне 2016 года, согласно опросу исследовательской компании GFK, проведенного по заказу телекомпании «Рустави-2», «Свободные демократы» набрали 6,2%.
По данным опроса американской компании JPM Strategic Solutions, опубликованного 3 сентября 2016 года, на вопрос «За кого вы проголосуете, если завтра состоятся выборы?», «Свободные демократы» получили 4%.
Мнение оппонентов:
После того, как «Свободные демократы» покинули правящую коалицию и перешли в режим оппонирования властям, их основными критиками стали бывшие соратники по «Грузинской мечте». Бидзина Иванишвили, еще будучи премьером, не слишком благоволил ни к членам этой партии, ни к ее лидеру Ираклию Аласания, лишив его должности вице-премьера. В преддверии выборов критика со стороны миллиардера усилилась.
Сторонников «Свободных демократов» Иванишвили укорял в неоправданной привязанности к Ираклию Аласания, а речи самого лидера «Свободных демократов» сравнивал с риторикой члена «Единого национального движения» Гиги Бокерия. Иванишвили также утверждает, что по «делу о кабелях» Аласания неоднократно делал ложные заявления, поэтому ему нельзя верить.
Следует отметить, что в последнее время Бидзина Иванишвили, критикуя Аласания, выражает сравнительную лояльность к членам его команды. Возможно, это связанно с тем, что мажоритарные кандидаты «Свободных демократов» уже в двух округах отозвали свои кандидатуры в пользу «Грузинской мечты».
Критике «Свободные демократы» подвергаются и со стороны оппозиции. Накануне выборов 2012 года лидер «Демократического движения — Единой Грузии» Нино Бурджанадзе заявляла, что «Ираклий Аласания является проектом Михаила Саакашвили». В это же время критики высказывали подозрения, что их лидер получает указания из Вашингтона и ведет тайные переговоры. Буржанадзе также обвиняла «Свободных демократов» в партийном эгоцентризме и бездействии. «Они выступают с протестом лишь в случае, если задержаны члены их партии или их близкие родственники и друзья, однако никогда не поднимали голос в защиту тысяч людей, которые удерживались в изоляторах и получили физический и моральный ущерб», — заявляла Буржанадзе.
Внешнеполитический курс:
«Свободные демократы» последовательно выступают за проведение курса на евроатлантическую интеграцию и развитие сотрудничества Тбилиси с ЕС и НАТО. «Грузия вступила на необратимый путь интеграции в Европу. Наши отношения с НАТО тверды», — заявляют в партии. С целью усиления интеграции в европейские и евроатлантические структуры и подтверждения устойчивости и неизменности данного направления, «Свободные демократы» призывают к консолидации всех политических сил Грузии.
В партии подчеркивают: Грузия должна стать независимой – «это означает, что мы должны суметь защищать свои интересы собственными государственными институтами». «Внешняя политика нашей партии направлена на то, чтобы Грузия устойчиво вписалась в атлантическое общество. То, что должно сблизить Грузию с европейским обществом, — это не только оборонные стандарты и возможности, но и демократические институты», — отмечает лидер партии.
Что касается отношений с Россией, то в 2015 году Аласания выступил с инициативой создания формата диалога, в котором посредником выступила бы Германия. Это, по его мнению, может эффективно урегулировать отношения между Москвой и Тбилиси. «Должен существовать треугольник Грузия-Германия-Россия и должен быть создан формат, который потихоньку начнет диалог на пути к решению самых проблемных вопросов», — заявил Аласания. Он также обещал в случае победы на парламентских выборах 2016 года сформировать данный формат.
Программа:
- С целью защиты национальных интересов Грузии, приоритетным направлением партии является полная интеграция страны в европейские и евроатлантические структуры;
- Обеспечение этого процесса возможно только в условиях необратимого демократического развития, что в свою очередь, позволит стране обрести новые значимые функции в области регионального и международного сотрудничества;
- Для достижения и поддержания долгосрочной стабильности, необходимо, с учетом общих интересов, углублять и укреплять добрососедские отношения со странами региона;
- С учетом региональных и глобальных угроз, с которыми сталкивается Грузия, особое внимание следует уделять развитию и укреплению обороноспособности страны;
- Политические и общественные силы должны совмести искать ответы на вызовы, которые стоят перед страной. «Мы не ищем врагов среди политических оппонентов, мы ищем партнеров во всех политических силах, идеология которых совпадает с нашей».
Экспертный прогноз
Шансы «Свободных демократов» на предстоящих парламентских выборах и роль лидера партии Ираклия Аласания в предвыборной борьбе в беседе с СОВОЙ оценил политолог Сосо Цинцадзе.
— Каковы шансы «Свободных демократов» на выборах?
— Исходя из тех данных, которыми мы располагаем, ориентируясь на соцопросы, «Свободные демократы» смогут преодолеть 5-процентный барьер. Не исключено, что они получат гораздо больше голосов, чем требуется для похождения в парламент, например, 8 или даже 9%. Но точное число, конечно, назвать сложно, это уже покажет время.
Надо учитывать тот факт, что в обществе преобладает недоверие и нигилизм. Народ, в отличии от настроений 2012 года, когда к власти пришла «Грузинская мечта», больше никому не верит. Мы народ восточный, эмоциональный, каким будет настроение на выборах — сейчас сказать невозможно.
— Что вы можете сказать о предвыборной кампании партии и репутации ее лидера?
— Мы видим, как Аласания очень активно, грамотно и разумно ведет предвыборную кампанию. Он одним из первых начал идти к людям, ездить в регионы. Несмотря на то, что на него обрушилась критика Иванишвили и тех, кто подпевает «Грузинской мечте», Аласания сложно в чем-то упрекнуть. Он дистанцировался от скандалов, которые участились на предвыборном фоне, но при этом не ушел в тень. Он достаточно яркая личность для того, чтобы пытаться его опорочить, затмить, увести на третий план.
У него хорошая репутация. Даже «дело о кабелях» не серьезный аргумент для критики Аласания. Все знают, откуда «растут ноги» у этого дела. Мы тут можем говорить о личной неприязни Иванишвили к Аласания. И это, конечно, не красит правящую партию. Три года тянется эта тяжба, и они все никак не могут прийти к конкретике, дело не закрыто, много вопросов остаются без ответов. Это о многом говорит.
Все помнят, как Иванишвили утверждал, что может без сомнений доверить Аласания любой пост, и вдруг такая опала. Но личная неприязнь Иванишвили к Аласания может сыграть в его пользу. Необоснованные обвинения в адрес его сторонников могут способствовать росту сочувствующих. Те люди, которые считают аресты необоснованными и несправедливыми, захотят выразить свою позицию, и сделают это на выборах.
— Как вы оцениваете предвыборную программу партии и обозначенный в ней внешнеполитический курс?
— Мы слышим в программах политиков добрые намерения и обещания. Сложно назвать это программой. Я считаю, что она должна быть обоснована, и обсуждаться на должном экспертном уровне, как и внешнеполитический курс. Программы, основанные лишь на личных симпатиях, настроениях и политических взглядах лидеров партий, не обоснованы. Они часто провозглашают оторванные от реальной жизни формулы.
Со времен Ришелье повелось так, что удачным и реальным внешнеполитическим курсом может быть только тот курс, который поддерживает большинство населения страны. Отражение этого мы видим в программе партии. Что касается мнения Аласания о необходимости включения Германии в российско-грузинский диалог — это инициатива для инициативы, и Россия на это не пойдет.
Ираклий Аласания, возможно, не достаточно хорошо знаком с историческими принципами российской политики. Еще со времен царской России северный сосед старался оставаться один на один как со своими друзьями, так и с противниками, и точно также – один на один – вести с ними отношения.
О конкурентах
СОВА подготовила обзорные материалы и по другим политическим силам, участвующим в парламентских выборах 8 октября 2008 года. Об истории, рейтингах и шансах партий-участниц предвыборной гонки читайте здесь: