Пражская встреча Карасина-Абашидзе послужила в Грузии катализатором дискуссий: какую политику в ближайшие четыре года планирует проводить правящая партия в отношении России. Москва уже прямо заявляет, что скучает по нормальным отношениям. Представители "Грузинской мечты", в свою очередь, обещают не сдавать позиций по принципиальным вопросам.
Восторженный оптимизм
Оптимизм – этим словом в Москве обозначают свое видение отношений с Тбилиси и даже приводят цифры: по итогам трех кварталов нынешнего года рост объема двустороннего товарооборота составил 17%. Россия продолжает оставаться вторым по значимости торговым партнером Грузии и главным рынком сбыта ее винной продукции.
И это, заявляют в Москве, не предел: намеченная на ноябрь встреча российских и грузинских бизнесменов под эгидой Торгово-промышленных палат двух стран в Тбилиси, уверяет российская сторона, будет содействовать дальнейшему укреплению экономических связей между двумя странами. Да и вообще, в по словам официального представителя российского МИДа Марии Захаровой, пора переходить к полноценной нормализации. По ее словам, будет продолжена работа по либерализации визового режима для граждан Грузии. Спрос же на российские визы в Грузии, по информации Захаровой, остается стабильно высоким. А в текущем году страна примет рекордное количество туристов из России – более одного миллиона человек. При этом представительница МИДа не стала скрывать ностальгии по былым временам.
«О курортах Грузии я слышала только положительные отзывы – большое количество моих друзей там были и говорили, что им очень понравилось. Стороны подтвердили готовность продолжать прагматичный курс на дальнейшую поэтапную нормализацию двусторонних отношений, по которой мы все скучаем».
Осторожный оптимизм
В Грузии такого оптимизма не разделяют. По словам госминистра по примирению и гражданскому равенству Кетеван Цихелашвили, никаких особых изменений по основным векторам не запланировано. Грузия продолжит следовать по пути европейской и евроатлантической интеграции, но, в то же время, не будет поддаваться на провокации.
«В течение этих лет именно таким прагматичным подходом мы смогли, с одной стороны, избежать масштабных провокаций, сохранить мир и стабильность в очень сложном регионе и в сложное время».
При этом, Цихелашвили уверяет: все эти шаги предприняты исходя из интересов Грузии и ни в коем случае не предполагают какого-либо компромисса по тем принципиальным вопросам, которые связаны с деоккупацией страны.
Впрочем, то, что Москва и Тбилиси со временем перейдут к обсуждению конкретных политических вопросов, не исключают в политсовете правящей партии. Один из лидеров «Грузинской мечты» Гия Вольский намекнул на то, что экономика и социальные вопросы – лишь подготовка почвы для более серьезного разговора.
«Восстановление или интенсификация экономических и социальных отношений напрямую зависит от доброй воли обеих сторон. Конечно, существуют красные линии, вроде вопроса деоккупации территорий, но обсуждение экономических и социальных вопросов очень важно», заявил Вольский, добавив:
«В будущем мы обязательно должны будем за круглым столом обсудить множество политических вопросов».
Нерадостный реализм
На фоне разгоревшихся дискуссий выделяется комментарий председателя комитета Госдумы России по делам СНГ Леонида Калашникова. В интервью газете «Известия» политик заявил о возможности возобновления дипотношений между Москвой и Тбилиси. Но, по версии российского депутата, именно грузинская сторона должна сделать первый шаг.
В грузинском экспертном сообществе такие заявления считают отголоском эйфории, которая проявлялась в высказываниях российских депутатов по результатам парламентских выборов в Грузии восьмого октября, когда стало ясно, что в законодательном органе нового созыва будет представлена откровенно пророссийская сила – «Альянс патриотов».
Политолог Георгий Гобронидзе считает, что такой расклад дает России прекрасную возможность прощупать почву на предмет взаимодействия с силами, проповедующими евроскептицизм. Сегодня Россия, по мнению эксперта, крайне заинтересована в восстановлении дипотношений с Грузией хотя бы потому, что такой расклад подтвердит, что Тбилиси смирился с решением, которое и послужило причиной разрыва – признанием Москвой Сухуми и Цхинвали.
И Тбилиси следует быть предельно осторожным в вопросах взаимодействия с Москвой. Так как Кремль не собирается упразднять решения, принятые 26 августа 2008 года. И мягкий нажим будет лишь усиливаться.