До сих пор считалось, что в Грузии не практикуется женское обрезание. Тем не менее, международная организация Институт по освещению войны и мира (IWPR) опубликовала журналистское расследование, которое подтвердило, что в нескольких населенных пунктах Кахети такой обряд проводится в домашних условиях.
Журналист Аида Мирмаксунова рассказывает, что в Восточной Грузии, в частности, в трех селах Кварельского района: в Тиви, Сарусо и Чантлискуре, среди представителей этнической группы аварцев выявлены факты применения практики обрезания у маленьких девочек.
«Мы, мусульмане, защищаем свои обычаи. Обрезание — это наш адат (свод традиционных правил, – прим. СОВЫ). Мы не можем без него жить», — говорит жительница села Сарусо.
Следует отметить, что подавляющее большинство верующих аварцев — мусульмане-сунниты.
На самом деле, в Грузии очень мало известно об аварцах, центром проживания которых считается Республика Дагестан Российской Федерации. В 18-м веке, после установления торговых отношений с Грузией, часть аварцев поселились в Кварельском районе. Сегодня в Кахети живут около 2 000 потомков переселенцев.
Как пишет автор статьи, одна из жительниц села Сарусо рассказала, что проводит обрезание девочкам уже около 20 лет. Она призналась, что уже и не помнит, сколько девочек прошло через ее руки, но «их число велико». «У мусульман принято обрезать и мальчиков, и девочек, я обрезала девочек», — говорит она.
Мальчиков отправляют в районную больницу, где этой процедурой занимается хирург. Процедура для девочек проводится в домашних условиях. Клитор отрезают ножницами, а рану обрабатывают спиртом.
«На клиторе есть черная точка — моя задача ее обрезать. Эти навыки я получила от своей матери. У нее был большой опыт в этом деле. В деревне это делают всем. Лично я не провожу данные процедуры незнакомым людям. Только тем, кого знаю. Обрезание мальчиков более сложное, этим должен заниматься врач. Что касается девочек, все намного проще, надо только резать. Есть кровотечение, но это не опасно. Они могут тут же одеться и уйти», — рассказывает женщина.
Калечащие операции на женских половых органах – страшная, дикая, вредоносная, извращенная практика по частичному или полному удалению наружных женских гениталий, нанесению других травм женским половым органам по немедицинским основаниям. Проведение подобных операций признается нарушением прав женщин и девочек на международном уровне, т.к. представляет собой крайнюю форму дискриминации и насилия.
В 2012 году ООН приняла резолюцию, которая запрещает женское обрезание, однако в ряде регионов мира эта традиция сохранилась.
Конституция Грузии гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, но и сохранение здоровья человека. Кроме того, в данном случае нарушается международная Конвенция о правах ребенка, которую подписала Грузия.
Производя женское обрезание, граждане нарушают право женщины на здоровье, безопасность и физическую неприкосновенность, право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, а также право на жизнь в случае, когда эти операции приводят к смерти.
Между тем, как сообщили IWPR в государственных органах Грузии, они не имели информации о существующей практике обрезания у женщин в селах Кахети. Как выяснилось, об этом не знали в правозащитных организациях страны. В пресс-службе парламентского Комитета по правам человека заявили, что к ним не поступало информации о применении практики женского обрезания ни от одной из существующих в стране правозащитных организаций. В Комитете обещают провести соответствующее расследование.
«Мы перепроверили отчеты местных и международных правозащитных организаций и не обнаружили там подобной информации. Несмотря на это, омбудсмен готов провести мониторинг во всех селах и проинформировать нас о существующей там ситуации», — заявили в парламентском Комитете по правам человека.
Женское обрезание — операция по удалению части женских гениталий. В ряде исламских течений необходимость вмешательства объясняют тем, что женщина становится менее сексуально активной, а значит — с большей вероятностью будет хранить невинность до брака, а позже — верность мужу.