Президент Грузии Георгий Маргвелашвили подверг критике договор с компанией «Газпром-экспорт» по поводу транзита газа в Армению. По мнению президента, условия договора не советуют интересам Грузии.
«Подписание этого договора ухудшило энергосектор страны, был нанесен ущерб политическим и экономическим интересам Грузии, в итоге мы получили ухудшившуюся ситуацию по разным направлениям, что может в будущем вызвать целый ряд проблем», — озвучила мнение президента пресс-спикер главы государства Эка Мишвеладзе.
«Тема «Газпрома» является чем-то большим, чем бизнес-соглашение, это касается безопасности, внешней политики, геополитики и только после этого — энергетики и экономики. После подписания соглашения с Газпромом ситуация в одном из самых важных энергосекторов ухудшилась», — подчеркнула Мишвеладзе.
Маргвелашвили призвал парламент Грузии к разработке плана, который позволит сократить риски связанные с данным договором.
«Первое лицо страны, президент, призывает парламент осуществить конституционное обязательство — усилить функцию надзора и разработать план с целью избежать ожидаемых рисков или минимизировать опасность», — заявила Эка Мишвеладзе.
Как писала СОВА, 13 января представители парламентского меньшинства обратились к министру энергетики Грузии Кахе Каладзе с требованием явиться в законодательный орган и дать разъяснения по соглашению с российской компанией «Газпром».
17 января с требованием, обнародовать детали контракта, к правительству Грузии обратились 80 неправительственных организаций страны.
Договор с «Газпромом»
Как писала СОВА, 10 января в ходе переговоров министра энергетики Грузии Кахи Каладзе с руководством ООО «Газпром-экспорт», было достигнуто соглашение, по которому стоимость транзита российского газа в Армению через территорию Грузии будет оплачиваться не газом, как это происходило ранее, а в денежной форме.
Как указано в пресс-релизе компании «Газпром-экспорт», в соответствии с достигнутыми договоренностями, «российская сторона гарантирует оплату транспортировки газа через территорию Грузии в Армению в 2017-2018 годах в объемах 2-2,2 миллиарда кубометров в год, а также поставку газа в Грузию на гибких условиях, по цене на 30 долларов за 1 тысячу кубометров ниже, чем в 2016 году».
Не смотря на мнение противников договора, Каладзе утверждает что рисков возникновения энергетической зависимости Грузии от России не существует, так как будет изменена только форма оплаты. Каладзе назвал решение «оптимальным» и подчеркнул, что Грузия отчетливо исполняет обязательства транзитного государства.
По заверению Кахи Каладзе стоимость транзита для «Газпрома» будет одной из самых высоких среди европейских стран. При этом, министр не потрудился указать какова же будет стоимость тарифа за транзит газа.
Вместо этого он сделал заявление о том, что в первый год действия нового договора частично сохранится оплата за транзит бартером, а затем стороны перейдут на финансовые расчеты. Он также не указал о каком конкретно объеме бартера идет речь и каковы будут условия финансовых расчетов.
Судя по всему разъяснения министра, лишенные информации по важным деталям соглашения вызвала недовольство как гражданской общественности так и представителей политических кругов Грузии.