Международное движение Transparency International опубликовало результаты ежегодного исследования – «Индекс восприятия коррупции».
Список стран составляется исходя из оценок экспертов и предпринимателей, уровня коррупции в государственном секторе страны. Чем ниже страна в индексе, тем выше у нее уровень восприятия коррупции.
Грузия в 2016 году заняла 44 место среди 176 стран, набрав по различным показателям 57 баллов. Вместе с тем, по региональным показателям Грузия оказалось на на первом месте.
«Индекс восприятия коррупции» базируется на независимых опросах, в которых участвуют международные финансовые и правозащитные эксперты.
В этом году оценка Грузии проводилась посредством следующих опросов и организаций: Индекс трансформации Бертельсманна (Bertelsmann Transformation Index), опрос менеджеров Всемирного экономического форума, Всемирный индекс верховенства закона, международный «Рейтинг странового риска», доклад правозащитной организации «Freedom House» — «Страны переходного периода в 2016 году», Проект «Многообразие демократии».
В индексе восприятия коррупции в разные годы Грузия занимала следующие позиции: в 2012 году – 51 место (52 балла), в 2013 году — 55-е место (49 баллов), в 2014 году — 50-е место (52 балла), в 2015 году — 48 место (52 балла).
По сравнению с прошлым годом оценка показателей Грузии улучшилась на 5 баллов. (57 баллов вместо 52). Как указано публикации, «это указывает на прогресс (хотя и небольшой), так как место в рейтинге также зависит от изменений результатов в других странах».
Transparency International отмечает тот факт, что за период с 2012-2016 показатели Грузии не претерпели значительных изменений, что является индикатором отсутствия необходимого прогресса в антикоррупционной политике страны.
Из положительных шагов, проводимых правительством Грузиис целью улучшения антикоррупционной политики, названы законодательные изменения, которые включают в себя систему мониторинга декларации активов должностных лиц и улучшение защиты осведомителей.
Рекомендации
В докладе Transparency International так же публикует список рекомендаций и мер, для прогресса Грузии в деле борьбы с коррупцией:
- Устранение неформального влияния на государственные институты. Эффективное разделение общественного и частного секторов.
- Создание независимого органа по борьбе с коррупцией, с целью превенции коррупционных правонарушений (совершенных в том числе и высокопоставленными должностными лицами). Наделить его необходимыми полномочиями и ресурсами.
- Обеспечить независимую и политически беспристрастную работу судебной системы, и правоохранительных органов.
- Формирование свободной от политического влияния государственной гражданской службы. Обеспечить прозрачность увольнений и найма на работу сотрудников госслужб. Исключающих непотизм и политически мотивированные назначения.
- Укрепление и обеспечение независимой работы надзорных и регулирующие институтов (таких как Государственное ревизионное управление, Государственное агентство по закупкам, Агентство конкуренции, Национальная комиссия по связи, Бюро гражданской службы). Не допущение влияния на их деятельности политического вмешательства.
- Обеспечить эффективную работу механизмов по борьбе с коррупцией в государственных учреждениях и предприятиях.
- Сокращение числа коррупционных проявлений в сфере госзакупок.
- Обеспечение надежной защиты осведомителям.
- Поддержка журналистов, освещающих коррупционные дела, и должное реагирование на опубликованную информацию
- Скорое задействование законодательных мер по борьбе с коррупцией принятых в 2015 году.
Места в рейтинге
Первые места — то есть те, где коррупции меньше всего — традиционно занимают скандинавские страны, а затем идут западные демократии: у Дании и Новой Зеландии 90 баллов, Великобритания получила 81 балл, США — 74. У России 29 баллов — столько же у Казахстана, Ирана, Непала и Украины. Ближайшие соседи по рейтингу — Азербайджан, Нигерия, Мексика и Молдова.
Справка
Transparency International — международная организация по противодействию коррупции. Индекс восприятия коррупции составляется ею на основании 13 источников: рейтингов, индикаторов, опросов, которые готовят разные фонды, институты и другие организации. Они изучают восприятие коррупции, так как посчитать уровень самой коррупции практически невозможно: во многих странах общественности становится известно лишь о мизерной части случаев коррупции.