Разные совпадения бывают. Мне вот одно, на первый взгляд очень личное, показалось весьма символичным. Рассказываю.
В тот день, когда Европарламент отменил визы для граждан Грузии, исполнилось ровно два года, как я решил прекратить сотрудничество с одной российской газетой. Значительной и вроде бы серьезной. Поводом стало письмо от ее Большого Начальника, цитаты из которого позволю себе привести ниже. Они показательны, потому что, как мне кажется, отражают инерционное мышление многих в том самом российском «наверху». Суть этого мышления и, соответственно, подходов такова: «в 2008-м мы все для себя решили, никуда Грузия теперь от нас не денется». Как видим, «делась».
Обязательно сделаю отступление: в Грузии очень часто принято не щадить в совокупности все российские СМИ как однозначно «вражеские». Это неверный подход. Например, долгие годы моей собкорской работы в газете «Время новостей». Счастливый, можно сказать, период для журналиста – либеральное и взвешенное издание. В нем спокойно можно было отражать позицию Грузии. Кстати, многие мои коллеги – нынешние собкоры российских СМИ под огромным грузом ответственности стараются честно и объективно рассказывать о жизни в Грузии. Это при том, что после войны-2008 делать это стало неимоверно сложнее. Но надо! У собкоров своя война – за каждое слово, если не букву (Цхинвал или Цхинвали, Сухум или Сухуми). Очень важно, чтобы именно в российской периодике появлялись честные публикации из Грузии.
Наконец, годы работы во «Времени новостей» познакомили меня с такими высочайшими профессионалами российской журналистики, как Федор Лукьянов, Аркадий Дубнов, Елена Супонина… Уж в чем-чем, а в недоброжелательном отношении к Грузии их не упрекнуть! Или вот тбилисец Юрий Симонян из «Независимой газеты», «курирующий» в этой московской редакции Кавказ. Во многом благодаря ему эта авторитетная газета регулярно публикует объективные статьи о Грузии.
Словом, раз уж между нами и Россией ведется информационная война за лучший имидж Грузии, то надо использовать любую возможность для продвижения.
Теперь же вернусь к тому совпадению, с которого начал, – к письму двухлетней давности. Оно стало ответом на мою заявку осветить позицию грузинского официоза о том, что учебный центр НАТО не должен испугать Кремль.
Реакция из Москвы была гневной: «А вот когда учебный центр НАТО заселят американскими морпехами и России придется в ответ нацеливать свои ядерные ракеты на грузинскую территорию, в Тбилиси опять начнут голосить об «имперских амбициях» и «угрозе с Севера? – писал Большой редакционный Начальник. – Грузинское руководство с удовольствием ложится под НАТО и лапшу на уши вешает про то, как эти центры просто «игра в солдатики». В августе 2008 года «поиграли»? Видимо, мало кому-то в Тбилиси показалось. Если России будут угрожать, в ответ вторую щеку подставлять не станем».
«У Вас есть бункер?» – спросил меня Начальник под занавес, видимо сигнализируя о ядерной мощи России непосредственно против меня и моей семьи.
Против такой ядреной ядерной мощи России у меня бункера нет. Но вот в головах таких начальников он есть. На зависть непробиваемый.
И я ушел.
А совпадение по датам мне показалось символичным, так как дело не только в безвизе как таковом. По сути, Европа для нас не бункер, а зонтик. Безопасности.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.