Президент Грузии Георгий Маргвелашвили наложил вето на т.н. законопроект «О прослушках», включающий создание Оперативно-технического агентства, по осуществлению тайной слежки.
«Часть норм закона не соответствует Конституции», — заявил президент, комментируя свое решение.
«Я возвращаю с мотивированными замечаниями в парламент пакет законопроектов о прослушках», — отметил Маргвелашвили, добавив, что решение наложить вето было принято после того, как он провел консультации с политическими партиями.
Проект закона принят в парламенте
Напомним, 1 марта парламент Грузии принял закон, в котором указаны правила и возможности прослушивания телефонных разговоров граждан.
Согласно документу, в спецслужбах создается оперативно-техническое агентство, которое на основании оперативной информации об угрозе безопасности государству будет тайно прослушивать и записывать телефонные разговоры, а также контролировать социальные сети, осуществлять скрытые видеосъемки, проверять почтовые посылки, определять геолокацию.
В законопроекте также указано, что оперативно-технического агентства могут быть секретные сотрудники. Тайная слежка будет осуществляться только с разрешения суда по требованию прокурора или по приказу судьи Верховного суда. Источником доходов новой структуры будут бюджетные ассигнации, палата за оказанные агентством услуги, целевые кредиты и гранты, и средства, полученные за проделанную работу на основании соглашений. Помимо этого, оперативно-техническое агентство сможет получать подарки и пожертвования.
Руководителя агентства будет представлять начальник Службы госбезопасности, а утверждать в должности — специальная комиссия из семи человек, представляющих СГБ, парламент, аппарат омбудсмена и правительство.
Оппозиция против
Данный проект вызвал протест оппозиции и различных НПО. Оппоненты властей заявляют, что новый закон дает спецслужбе возможность по своему усмотрению без санкции суда прослушивать разговоры любого гражданина.
Во время дебатов в парламенте представители меньшинства указывали, что новое Агентство больше напоминает структуру СГБ, нежели независимое ведомство.
А группа грузинских НПО выступила с совместных заявлением в котором было указано, что инициатива депутатов «Грузинской мечты» не выполняет решение Конституционного суда, а создаваемое Агентство не обладает достаточной независимостью.
Представители третьего сектора заявляют, что если парламент преодолеет президентское вето, они обратятся с иском в Европейский суд по правам человека, так как законопроект нарушает права человека.