Site icon SOVA

День неволи

Фото: news.tut.by

Фото: news.tut.by

Аресты начались задолго до «Дня Воли» – 10 марта после протестной акции «Марш нетунеядцев» в одном из городов Беларуси. Это был митинг против Декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», который обязывает граждан платить налог, если они были безработными более полугода. После акции начались задержания лидеров партий, политических активистов и простых участников. В отделениях оказались более 300 человек. Всего ко «Дню Воли» в СИЗО находились порядка 150 человек, задержанных по политическим мотивам.

В день акции, 25 марта, в центр Минска были стянуто огромное количество сотрудников силовых структур и спецтехники: ОМОН, ГИБДД, КГБ и другие. Среди них были не только люди в форме, но и в штатском, которые устраивают провокации, снимают участников акции и в нужный момент начинают задерживать людей.

Перед акцией были проведены зачистки офисов правозащитных организаций, которые должны были направить на улицы своих наблюдателей. Их продержали несколько часов – пока проходила акция.

Был задержан и британский журналист Филипп Уорвик. После освобождения он рассказал, что его заковали в наручники, били по лицу, не позволяли связаться с посольством. В РУВД одного из районов журналиста продержали шесть часов, теперь он на свободе.

Акция продлилась всего несколько часов, участникам удалось пройти по небольшому отрезку проспекта Независимости, после чего их стал окружать ОМОН, и начались задержания. Всего было задержано около 900 человек, среди которых множество белорусских и иностранных журналистов. Большую часть участников акции отпустили уже в участке спустя несколько часов – после составления протоколов, предварительно переписав их личные данные, и после ожидания на улице под дождем и снегом лицом к стене. К утру следующего дня задержанных осталось около 100 человек. Им были предъявлены обвинения.

Некоторые манифестанты попали в больницу с переломами и черепно-мозговыми травмами. В частности, 75-летний морской офицер, бывший депутат Верховного Совета и правозащитник Валерий Щукин был доставлен в военный госпиталь после гипертонического криза. После задержания он больше двух часов просидел на холодном и мокром асфальте.

Европейские и американские политики раскритиковали поведение белорусских властей и силовиков. В ответ на это пресс-секретарь МИД Дмитрий Мирончик заявил, что действия силовиков в отношении демонстрантов были «абсолютно адекватными». Европейским политикам посоветовали обратить внимание на работу своих правоохранительных органов при разгоне массовых демонстраций.

В понедельник, 27 марта, начались суды над задержанными. Всего около 140 человек получили штрафы или были отправлены отбывать «сутки» в СИЗО.

Так что же произошло 25 марта и почему?

Глава Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий считает, что в «День Воли» власти готовились чуть ли не к повторению украинского Майдана.

«Ошибочная оценка природы протестов связана с дезинформацией высшего руководства страны частью белорусских спецслужб, которые ориентируются на Россию. Поэтому и были озвучены факты якобы о белорусских боевиках, подготовленных на территориях Польши, Литвы и Украины, планирование западными спецслужбами «цветной революции» в Беларуси и так далее. Но все это основывается на оценках российских спецслужб военно-политической ситуации вокруг и внутри Беларуси», — отметил Сивицский в разговоре с Еврорадио .

Редактор «Радио Свобода» Сергей Дубавец в своей колонке заметил, что действия властей относительно акции – абсолютно неадекватны, и это – попытка спровоцировать людей на радикальные ответные реакции:

«Мне кажется, что это абсолютно неадекватная реакция на мирный праздник, что президент сошел с ума. Возможно и так. А возможно, он просто готовит нас всех, провоцирует на то, чтобы мы начали активно защищаться от «бандитов», вот и придумывает всякие страшилки про арматуру и коктейли Молотова, чтобы сделать из нас бойцов против себя, чтобы вызвать на драку, чтобы все пошло по киевскому сценарию и чтобы власть могла наконец открыть по нам огонь».

Философ и методолог Владимир Мацкевич считает, что ситуация зашла в тупик:

«День Воли» стал логическим завершением всех действий белорусского режима, направленных на недопущение какой бы то ни было акции.

Как ситуация будет развиваться дальше, сказать совершенно невозможно, потому что сегодня в стране не осталось ни одной политической силы, способной предложить выход из тупика. Абстрактные рассуждения про реформы сейчас никого не устроят; не менее абстрактные рассуждения Лукашенко о правильно избранном курсе тоже никому не нужны.

Сложилась патовая ситуация. Необходимо создание реальной, адекватной сложившейся ситуации, политической силы. Но этому мешают не только власти, но и остатки разгромленной оппозиции, которые не способны действовать в сложившейся ситуации. Именно эти причины являются главным препятствием на пути создания новой политической силы».

Фото: news.tut.by

Exit mobile version