Site icon SOVA

Межбанкрот

18763361 1136319769846202 1579697572 n экономика Азербайджан, банк, МБА, Межбанк, Натик Джафарли, Тогрул Машаллы

Международный Банк Азербайджана (МБА) в середине мая в Нью-Йорке объявил себя банкротом и через суд заявил о реструктуризации своего внешнего долга, который составляет 3,3 миллиарда долларов. Как пишет Wall Street Journal, Межбанк пытался реструктурировать долг своими силами еще в апреле, передав свои проблемные активы компании Aqrarkredit, но не добился успехов.

Вне страны у Межбанка множество как частных кредиторов, так и целое государство в лице Казахстана, ссудившего банку 220 миллионов долларов.

24 мая в Лондоне МБА провел встречу с кредиторами, во время которой предложил свои условия инвесторам. Как отмечает пресса, кредиторы были шокированы. «Инвесторы крайне обеспокоены тем, что крупнейший банк Азербайджана предлагает кредиторам списать около 20% долга, а оставшуюся часть перевести в государственные облигации. Инвесторов предупредили, что если они не примут этот план, то банк могут и вовсе закрыть. Министр финансов Азербайджана заявил, что кредитор на самом деле никогда не обладал полной суверенной гарантией», — отмечает Bloomberg. Как пишет издание, инвесторы назвали это предложение «стрижкой».

Патовая ситуация для экономики

Экономисты отмечают, что если даже предложение по реструктуризации будет принято, это сильно ударит как по банковской системе Азербайджана, так и по всей экономике страны. По данным  Bloomberg, в этом случае долг компании будут погашать государственные облигации и госдолг страны вырастет на 2,34 миллиарда долларов, что составляет 6% ВВП страны. А как отмечает Interfax, в этом случае суммарный госдолг Азербайджана составит 26,5% ВВП.

Если же предложение принято не будет, то Межбанк объявит себя банкротом и внутри страны, а это также приведет к трагическим последствиям для всей экономики.

«Так как Межбанк является крупнейшим в стране, многие госучреждения завязаны на нем, даже пенсии выдаются через этот банк, — отмечает экономист Тогрул Машаллы, — В случае, если он станет банкротом и здесь, будет нанесен урон экономике государства и в целом понизится его рейтинг, так как все последующие кредиторы увидят, что страна не выполняет своих обязательств, а значит, если нам и будут давать кредиты впредь, то только под очень высокие проценты. Кроме того, не следует забывать, что Межбанк – крупнейший банк в стране по вкладам».

Причины проблем

Поверхностная причина проблем МБА – резко возросшее число проблемных кредитов внутри страны. Клиенты должны компании более 10 миллиардов манатов (5,9 миллиардов долларов). Это возрастающее с 2015 года число проблемных кредитов аналитики не раз связывали с ухудшением экономической ситуации в Азербайджане, стране, благополучие которой напрямую зависит от цены на нефть.

«Говоря о своих трудностях, Межбанк все время ссылается на предыдущее руководство компании, т.е. на события 2015 года и ранее, однако в действительности дело в системных ошибках, которые происходят постоянно, — говорит Тогрул Машаллы, — Сегодня валюты у Межбанка уже почти нет, он также взял один миллиард долларов из резервов Государственного нефтяного фонда и обязан вернуть 500 миллионов из них уже осенью. Кроме того, он выпустил Евробонды и должен расплачиваться, в том числе, и по ним. Это какое-то время успокаивало и сдерживало рейтинговые организации от жестких оценок деятельности этого банка, но и этому приходит конец».

Речь в данном случае идет об оценке влиятельной рейтинговой организации Moody’s неэффективно высоких государственных затрат на поддержку банка, явно страдающего плохим менеджментом. «Хотя размер банковского сектора Азербайджана и небольшой (чуть больше половины ВВП), расходы государства на его поддержку очень высокие. По нашим оценкам, в 2015-2016 гг. Азербайджан направил на его поддержку средства, эквивалентные 18% ВВП», — заявил младший вице-президент рейтингового агентства Moody’s Петр Паклин «Интерфаксу». «Я больше не доверяю МБА и отчетам министерства финансов. Проблемы могут быть глубже, чем мы думаем. Процесс оздоровления МБА может нанести ущерб госбюджету и воспрепятствовать финансированию зарубежных проектов», — добавил Паклин.

«Некомпетентность в управлении кризисом банка привела к перерасходу средств и имела два основных момента, — говорит экономист Натик Джафарли, — во-первых, наше правительство запоздало примерно на полтора года с девальвацией, потратив на поддержании маната 10 миллиардов долларов запасов Нацбанка, которые сейчас могли бы помочь Межбанку. Во-вторых же, сама помощь Межбанку пришла слишком поздно – государство наконец взяло на себя погашение 10 миллиардов уже манатов долга Межбанку, а в это время появилось еще 4 миллиарда».

Таким образом, считает эксперт, главная проблема банковского кризиса – некомпетентность как государственных экономистов, так и руководства упомянутого банка.

Тут следует отметить, что предыдущий глава Межбанка Джахангир Гаджиев был арестован в декабре 2015 года по обвинениям в мошенничестве с нанесением ущерба в крупном размере, хищении и растрате. А следствием было выявлено, что в обход процедур руководство компании выдало кредиты на сумму более миллиарда нескольким десяткам бизнесменов, которые так и не вернули эти деньги.

Частичное банкротство крупнейшего банка страны происходит на фоне тотального кризиса всей банковской системы. За два года в стране обанкротилось четверть банков, а почти половина оставшихся (15 из 32-х) перестали публиковать финансовую отчетность, что может говорить об их низкой капитализации. А Палата надзора над финансовыми рынками в своем последнем отчете указала, что общие убытки банковского сектора страны за прошлый год 1 млрд. 667,6 млн. манатов (чуть более миллиарда долларов).

Exit mobile version