Де-факто президент самопровозглашенной Южной Осетии Анатолий Бибилов, заявил что Цхинвали готов обеспечить транзит грузов между Россией и странами Закавказья, а также Турцией и Ираном через территорию Южной Осетии, но только как равноправный партнер.
«Речь идет об открытии дороги, которая соединяет не только Грузию, но и Армению, и Азербайджан, и Иран, и Турцию, и так далее. Все зависит от их желания», — сказал Бибилов.
«Но мы должны понимать, что в этом проекте, не знаю, согласится или не согласится грузинская сторона, в любом случае Южная Осетия должна быть представлена как полноценный партнер, как государство, через которое проходит эта транзитная дорога, и, соответственно, отношения должны быть построены на этом равноправии», — пояснил Бибилов. О каких именно условиях идет речь, он не уточнил.
Следует отметить, что предшественник Биилова, на посту де-факто президента Леонид Тибилов, в марте этого года, заявлял что возможность транзита грузов через территорию Южной Осетии не рассматривается.
«Можно ли сказать, что вопрос мы будем обсуждать? Нет, не будем. Потому, что никто — ни из Армении, ни из России к нам не обращался», — сказал тогда Тибилов.
Дорожные разговоры
В феврале 2017 года, во время визита премьер-министра Армении Карена Карапетяна, было заявлено о переговорах об «альтернативном маршруте Верхнего Ларса».
Тогда СМИ вновь заговорили о возможном восстановлении железнодорожного сообщения между Грузией и Россией через Абхазию. Что вызвало крайнее возмущение оппозиции.
Член «Единого Национального движения» Ника Руруа тогда заявил, что восстановление железнодорожного сообщения между Россией и Грузией «абсолютно недопустимо» и «нанесет смертельную рану территориальной целостности Грузии, исключит возвращение вынужденно перемещенных лиц, сохранение нашей политики непризнания и восстановление суверенитета Грузии».
«Открытие железной дороги через Абхазию является предательством национальных интересов и недопустимо, как вражеский шаг, от которого в пользе будут только русские, сепаратисты», — заявил он.
Руруа также призвал правительство оставить переговоры «в кулуарном формате» и придать им формат «широкого общественного обсуждения».
Представитель «Движения за свободу – Европейской Грузии», депутат Серги Капанадзе в свою очередь, заявил что открытие железной дороги повредит Грузии, если не будут учтены интересы страны.
«За последние месяцы или хотя бы недели власти пошли на многие антигосударственные шаги, в том числе, и по соглашению с Газпромом… Поэтому у нас есть все основания думать, что такие переговоры действительно могут проходить в каком-то сепаратном режиме», — заявил Серги Капанадзе.
При этом он отметил, что эти дискуссии в свое время начал Бидзина Иванишвили.
Опровержение властей
Специальный представитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе первым откликнулся на обвинения со стороны оппозиции. Он заявил, что это ложь.
«Это ложь и подтверждаю вновь и вновь, что правительство Грузии нигде и ни с кем не ведет переговоров по вопросу абхазской железной дороги», — заявил Абашидзе.
Министр энергетики, вице-премьер Каха Каладзе также опроверг обвинения оппозиции. «Впервые слышу. Это неправильная информация. В правительстве даже не было обсуждения по этому конкретному вопросу», — заявил Каладзе.
Следует отметить, что за три недели до визита премьер-министра Армении в Грузию Зураб Абашидзе провел встречу с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным в Праге, где стороны договорились двигаться вперед с точки зрения реализации Соглашения между правительством Грузии и правительством Российской Федерации от 2011 года об основных принципах, связанных с Механизмом таможенного администрирования и мониторинга товарной торговли.
Карасин сообщил, что в ближайшее время будут определены места расположения таможенных пунктов, где должны находиться инспекторы, после чего представители России и Грузии должны будут подписать отдельное соглашение с швейцарской фирмой—посредником.
Соглашение 2011 года
Напомним, в ноябре 2011 года в Швейцарии, между правительствами России и Грузии было подписано соглашение между об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами.
Соглашение наряду с другими вопросам также предусматривает и наим «нейтральной частной компании» с целью осуществления мониторинга передвижения грузов через три «торговых коридора». Два коридора расположены в оккупированных регионах, а третий – на пограничной КПП между Грузией и Россией Казбеги – Верхний Ларс.
Как объясняет Капанадзе, соглашение было подписано, но не исполнялось, поэтому коридоры были закрыты.
Как только соглашение будет реализовано и на входах в коридоры появятся швейцарские инспекторы, границы могут открыться и для транзита, и для торговли.
«Это воображаемые коридоры, которые обозначены GPS-координатами,— поясняет Капанадзе.— Один начинается чуть севернее реки Псоу и заканчивается чуть севернее города Зугдиди, второй начинается чуть севернее Рокского тоннеля и заканчивается чуть севернее Гори. Эти коридоры находятся на конфликтных территориях, и все грузы, что туда входят с обеих сторон, подлежат мониторингу. Система мониторинга включает в себя и физическое присутствие инспекторов, и создание электронной базы данных».