До обета
Раньше Серафим Бит-Хариби жил совершенно иной жизню. Занимался спортом. Четырёхкратный чемпион Грузии по восточной борьбе, священнослужитель является обладателем чёрного пояса и второго дана. Была и семья: жена и трое детей. А веру в Бога Отец Серафим обрел во время болезни беременной супруги.
«Проснувшись однажды утром я не узнал свою жену: она очень опухла, и врачи не смогли поставить диагноз. Гемоглобин упал до сорока. Ее срочно госпитализировали. В течение десяти дней её положение было критическим. Потом я забрал её из больницы. Уже уже ни на что не надеялся и решил отвезти её на могилу старца Гавриила (Ургебадзе, ныне канонизирован как преподобный Гавриил, исповедник и юродивый). Мы пришли к старцу и я сказал ему: «Если правда то, что о тебе говорят, умоляю тебя, помолись перед Богом о моей семье, чтобы роды завершились благополучно, чтобы и она, и ребёнок остались в живых. Если ты мне в этом поможешь, обещаю, что я брошу всё и стану монахом». На второй же день свершилось чудо – она пошла на поправку. Это произошло всего за одну ночь. Я понял, что так и должно было быть, я должен был пройти этот путь. Конечно, и Богу не нравится видеть наши мучения».
После этого жизнь еще не раз приводила Отца Серафима к мыслям о Боге. Прогуливаясь однажды по ботаническому саду в Украине, на территории которого стоит Свято-троицкий Ионинский монастырь, одна из монахинь попросила благословения у Серафима. Это заставило его вновь задуматься о Боге и своём предназначении. Так 14 марта 2006 года, в день изгнания Адама и Евы из рая, он стал монахом, позже схимником. А в 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Илии II он стал диаконом.
Сегодня отец Серафим известен на весь мир благодаря песнопениям на арамейском языке.
«Все началось с 2013 года, когда мы заложили катлован храма тринадцати святых ассирийских отцов в селе Канда, которое считалось местом переселения ассирийцев. Редко, кто слышал об этом месте и однажды во время трапезы я сказал в шутку: «ничего, придет время, мы обязательно напишем песнопения, и о нас узнает весь мир». Слова эти оказались пророческими. 6 января 2013 года мы написали песнопение и исполнили его на Рождество Христово. И так в скором времени о нас узнали».
Голос Грузинской православной церкви
Об отце Серафиме, поющем на языке Христа, не просто узнали, он стал одним из самых популярных духовных лиц Грузии. Так, во время недавнего визита Папы Римского в Грузию, голос отца Серафима в храме Светицховели во Мцхета не оставил никого равнодушным. Видео с его исполнением в YouTube набрало сотни тысяч просмотров. Хотя сам священнослужитель признается, что все, перед кем он поет, для него равны. В этот момент главным слушателем для него становится Бог. «Я пою Богу, для Бога. Потому что все, что у меня есть от него. Что я чувствую… Одну только радость, что я могу петь ему».
Служба на арамейском языке сегодня проходит только в селе Канда, а язык Христа уже принято считать «мёртвым». Все это делает Отца Серафима еще более мистическим.
Впервые Отец Серафим попал в поле зрения широкой обществености, когда выразил свой протест в связи с массовыми убийствами христиан в Сирии. Тогда по его инициативе на проспекте Руставели прошла многочисленная акция протеста. Тогда же он и начал писать. Для Отца Серафима музыка стала плачем, возможностью передать боль и скорбь, связанную трагическими событиями на Ближнем Востоке.
«Мы этнические ассирийцы, нам очень больно за наших собратьев, которых убивают каждый день» — признается Отец Серафим.
Политический оттенок
Имя отца Серафима ассоциируется и с политическим скандалом. В мае Грузию посетил бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Экс-градоначальник российской столицы так же был наслышан о песнопениях Отца Серафима и не упустил случая послушать его лично. Лужкова у себя в приходе принимал сам священнослужитель. Он усадил гостя за стол, а после сделал с ним памятную фотографию. Все это отец Серафим опубликовал у себя на странице в социальной сети, чем вызвал негодование части грузинской общественности. Дело в том, что Лужков поддерживает отколовшиеся грузинские регионы — Абхазию и Южную Осетию. Сам не раз гостил в Сухуми и Цхинвали, финансово и политически поддерживал сепаратистов. Но, как признается сам Отец Серафим, большинство злостных комментариев было не от обыкновенных людей, а от различных политических организаций. И имели в основном политический подтекст. Ситуацию отец Серафим комментирует так:
«Во-первых, Лужков приехал в Грузию, а не ко мне лично, а во-вторых, он слышал о наших песнопениях и ему было очень это интересно. Поэтому я говорю, что мы не встречали Лужкова за дверьми этого монастыря и не проважали его за дверьми монастыря. Знаете, быть перед всеми хорошим – это значит быть или аферистом, или очень хорошим. Я не являюсь ни тем, ни другим».
Отношение к личности Отца Серафима у многих до сих пор остаётся неоднозначным. Одни считают его слишком современным и продвинутым для священнослужителя, другие не видят в этом ничего плохого, тем более, что сам Патриарх Грузии Илия II одобряет его образ жизни. Но одно можно сказать точно, что когда Отец Серафим начинает петь на арамейском, песнопение его берет за душу и может довести до слез практически любого.