Нынче в моде ругать Каталонию и видеть в ее стремлении к независимости негатив. Давайте посмотрим на ситуацию в Испании с другой стороны. Есть одна группа людей, борющаяся за независимость, и другая, которая пытается защитить территориальную целостность своей страны. Свое будущее Барселона и Мадрид видят по-разному, при этом максимально стараются избегать малейшего напряжения, не говоря уже о насилии.
Этим они отличаются от нас. Мы знаем запах крови, наша история полна войн.
При каждом назревающем конфликте, бытовом или политическом, у нас начинают поигрывать мускулы, даже если они хилые.
Тут все иначе. Последняя война закончилась в 1939 году и никто про нее уже не помнит, разве что самые старые старцы, но кто их слушает?! Молодежь и старики, которые принимают участие в этом процессе не видели войны. Они выросли в мире, не как мы.
Мне 32 года. Я помню звук автоматной очереди по моему балкону, или разрывающейся вражеской бомбы. Мои истории тут вызывают шок, местные не понимают, как же я могу так спокойно рассказывать о пережитых «ужасах». Наверное поэтому я единственная здесь постоянно задаю вопрос: «вооруженного столкновения ведь точно не будет?!» Все, кто и за и против отделения от Испании в один голос отвечают «НЕТ».
Один каталонец честно признался, что мол, мы слишком пугливы для войны… И правда, кто захочет менять свою спокойную жизнь на войну?
Даже нынешнее напряжение относительное, то есть ты в любой момент можешь выйти из «зоны напряжения» в «зону спокойствия». В течение всех этих дней, когда международная пресса только и говорит, что о борьбе вокруг статуса Каталонии, мало кто знает, что в Барселоне проходил большой праздник Ла Мерсе. Тысячи молодых людей, родителей с детьми каждый день выходили на улицы города, чтобы насладиться концертами, спектаклями и т.д.
Нет, это не тот конфликт, к которому привыкли мы… Самое страшное, чего тут ожидают, так это массовый арест каталонских политиков или наиболее активных участников.
И для Мадрида и для Барселоны очень важно не потерять легитимность. Капля крови, пролившаяся с одной или другой стороны, может окончательно решить все.
Каталонцы – открытый народ. Каталония в течение долгого периода была приютом для всех, ищущих работу. Сюда съезжались со всей Испании, особенно из ее наиболее бедных южных регионов, тут рождались их дети, которые сегодня называют себя каталонцами и каталонцы тоже считают их каталонцами. Многие, кто сегодня выступают за независимость, не «чистокровные» каталонцы.
Это не этнический протест, это не «Каталония для каталонцев», это протест против централизованной системы правления.
Политикой Мадрида недовольны не только здесь. Но богатая Каталония может позволить себе такой протест. Против власти, а не других народов.
Тут им в голову не придет выгонять соседей из собственных домов. Не то, что вырезать их семьями.
На протяжении всей истории Каталония была жертвой, а не палачом. Они не позволят, чтобы история их запомнила такими. К тому же, главное отличие Каталонии от других «родных» мне конфликтов, так это то, что борьба идет за настоящую независимость. Не за то, чтобы «старший брат» погладил тебя по голове и ласково называл «независимым», а ты потом мило глядел ему в руки. Нет, это борьба за право распоряжаться своей судьбой, самостоятельно.
Важно понять, что этот протест жителей Каталонии может и подпитывается горячими заявлениями местных политиков, но он растет независимо от политиков. Каждый, кто хоть раз побывал в Барселоне, не мог не заметить флаги на балконах, эстелады, символизирующие независимость Каталонии. А если кто-то оказывался в каталонской глубинке, то мог увидеть, что там количество «сепаратистской символики» в разы увеличивается.
И каждый раз, когда Мадрид отвечал отказом на новое предложение каталонского правительства, когда пресекал любую попытку каталонцев добиться определенных свобод, и чаще даже слушать их не хотел, все это приводило к росту недовольства.
Протест не возник на пустом месте, он назревал в течение многих лет. Вопрос о независимости может и рассматривался, но только очень горячими сепаратистами. Местная власть подняла вопрос отделения на высокий политический уровень довольно неохотно, на фоне массовых протестов. Бывший глава каталонского правительства Артур Мас пришел к власти за счет того, что предложил избирателям то, чего они хотели, они его и выбрали.
Тем не менее, он максимально пытался придерживаться правовых рамок. Сперва была попытка провести референдум, который Конституционный суд признал незаконным. Тогда Барселона ограничилась плебисцитом. Победили голоса «за независимость». После этого было озвучено, что через 18 месяцев начнется процесс отделения от Испания. Но нет, Барселона снова решила не «горячиться» и вести процесс в рамках закона, поэтому был назначен второй референдум. Конституционный суд вновь признал его незаконным. Но 1 октября его все же проведут.
Весь тот путь, который прошла Каталония до сегодняшнего дня, это долгий путь правовой борьбы, поэтому сравнивать ее с Абхазией категорически неприемлемо. Даже нелепо делать сноску на то, что в референдуме принимали участие ВСЕ желающие и, что в Испании нет 300 тысяч испанских беженцев, которых каталонцы прогнали.
Не стоит забывать, у Каталонии нет своей армии и нет сердобольного соседа, готового поставлять оружие и боевиков. У Каталонии нет денег покупать оружие, все счета строго контролируются. Да и ввезти оружие не так легко. При самом печальном раскладе в сторону полиции полетят камни, а особенно агрессивные вооружатся дубинками. Главное, чтобы полиция четко следовала правилам и не допустила превышения полномочий.
Я — против независимости. По разным причинам. Начиная с чисто сентиментального момента – я люблю Испанию и хочу жить в ней, быть ее частью, и заканчивая сугубо прагматичными соображениями: ок, независимость, а что дальше? Меня не смогли убедить в том, что будущее будет таким уж безоблачным. Я не верю, что все проблемы связаны только с Мадридом. Я не знаю, как это повлияет на экономику, уйдут ли отсюда крупные компании или останутся, как это повлияет на туризм, трудоустройство и так далее. Словом, мне страшно.
Но то, что я понимаю совершенно однозначно, так это то, что Мадрид не может вести ту политику, которую ведет. Хочет он того или нет, но у него проблемы, и эти проблемы создают не только каталонские чиновники. Политика Мадрида вызывает протест среди местного населения, и в течение последних лет было достаточно времени, чтобы понять это и попытаться исправить ситуацию.
Это политическая глухота Мадрида и привела к тому, что вопрос встал ребром и решить его просто необходимо.
У меня такое ощущение, что Барселона ставит вопрос отделения так категорично, чтобы заставить Мадрид пойти на серьезные уступки и дать региону больше свободы. Хотя если это не так, то создается патовая ситуация. Как бы не разрешился конфликт, тут не будет победителей, проиграют все стороны.
Надеюсь, Мадрид под влиянием Европы хорошо подумает над происходящим и начнет действовать, а не продолжит пытаться запугать местных жителей высокой концентрацией полицейских и Гражданской гвардии.
Мадрид не должен забывать, сепаратизм — вещь заразная и опасная, особенно для такой страны, как Испания.
Остается ждать, чем все это закончится. Через 2 дня референдум.