Site icon SOVA

«Слушайте плохую музыку, чтобы знать хорошую»

13445371 1097838953609855 2414575459221644447 n Другая SOVA Ketie Melua, Горийский женский хор

«Слушайте плохую музыку, чтобы знать хорошую»

На старых улицах города Гори, родины Сталина, все застыло. Красивая архитектура старых зданий создает атмосферу спокойствия, особенно непривычного после Тбилиси.

До музыкального колледжа на «царской улице» (Самепо куча #17) дорогу подсказал местный водитель такси. Из открытых окон колледжа слышу  эмоциональное пение хора. Я уже в репетиционном зале с черным роялем и сидящими полукругом женщинами. Как оказалось, они ждут моего появления уже давно.

Теона Цирамуа уже четыре года является дирижером и художественным руководителем горийского женского хора. Войдя в зал вы бы застали её за очередным «танцем», главными исполнителями которого являются руки и кисти рук. Она говорит: «у дирижера должен быть прагматичный ум», это можно заметить и в её отношении к хору. Репетиции проходят три раза в неделю, каждая по шесть часов. За это время Теона не дает хору передохнуть. Напряжение в репетиционном зале не спадает. Замечания дирижера и все новые попытки взять ноту. Кажется, будто, женщины абсолютно не способны спеть даже малую часть сложнейшего произведения Энио Мориконе из к/ф Малена: «Вы поете, как испорченные пчелы», повышает тон Теона.

Они снова поют, голоса заполняют зал и вырываются на улицу через окна. Правда, никого не привлекают, не тянут с улицы.В Гори все  уже привыкли к великолепному пению, ведь звуки музыки разносятся отсюда уже почти полвека.

Периодически Теона прекращает свой «танец» подходит к чёрному роялю и берет аккорды, подсказывая хору тональность. Оторваться от  реальности не дает сталинская атмосфера в репетиционном зале. Да что там техника, даже стулья еле выдерживают энергетику женского хора.

Правда, у женщин был шанс узнать, как работают артисты в современной музыкальной индустрии. Горийский хор сопровождал известную британскую певицу грузинского происхождения Кети Мелуа в мировое турне. Они также записали совместный альбом.

Несмотря на внезапно свалившуюся на голову популярность, будни в родном городе не дают размечтаться. Теона  отмечает, что евротур с Мелуа многому их научил. Но успех все равно бы пришел. Она ни минуты не сомневается в способностях своего коллектива.

Двадцать восемь концертов в столицах Европы, запись рождественского альбома с Мелуа, и финальный концерт на родине в Тбилисском Государственном Театре Оперы и Балета. Обо всём этом можно было только мечтать теоретикам и педагогам музыки сплотившихся в единый коллектив Горийского женского камерного хора.

Хор, ранее состоявший из сорока женщин пришлось сократить до двадцати двух штатных певиц. Финансирование из столицы резко сократилось несколько лет назад.

Успех хора в минкультуры восприняли, как способность начать зарабатывать самим, а не жить на госдотации.Так женщины получили «новогодний подарок» к 2016 году. Возвратившись с гастрольного тура по Европе: на родине им предложили провести финальный концерт, 21 декабря, вместе с Кети Мелуа и на следующий же день, после концерта художественному руководителю хора сообщили, что с их, и без того малого бюджета, урезали 35.000 лари.

В хоре это восприняли, как наказание.

«Это за то, что так хорошо представили нашу страну в Европе, даже один день не дали возможности насладиться триумфом. », отмечает художественный руководитель и дирижер хора Теона Цирамуа.

Горийский женский хор часто проводит концерты в регионах Грузии, и как отмечает Теона, «конечно-же за свой счёт».

Классическая музыка – она первая, и именно от неё происходят все остальные жанры, «с детства классическую музыку нужно подавать правильно, не силой. Вспоминаются старые музыкальные салоны,  частые концерты классической музыки, которые взрастили молодые поколения бунтарями, а теперь даже на новогодних концертах не услышишь одного классического произведения», говорит Теона.

В 2015 министерство культуры Грузии решило финансировать Горийский женский камерный хор из госбюджета. Согласно документу, хор обязан развивать новые таланты. Но Теона жалуется, что это фактически невозможно.Из-за непопулярности сферы.

У двадцати двух штатных певиц  нет замены. Болеть им некогда. Работа — их жизнь. Большинство из женщин не замужем.

«Когда человек приходит ко мне с желанием стать частью хора, я отвечаю, что меня не интересуют их семейные проблемы, на первом плане всегда должен быть хор, и ведь нету в коллективе человека, который создал бы мне проблемы, или хотя бы раз пропустил репетицию», говорит Теона.

В Гори многие тайно, а некоторые открыто восхищаются советским тираном Сталиным. О том, как давали концерт в Берлине у хористок отдельная история.

«А забавнее всего было то, что наш дирижер, Теона, тогда носила фамилию Кантария», — вспоминает сопрано Тамара Хуцишвили.

Манана Гогичашвили. Второй Альт

«Наверное удовольствие это то, когда стоишь на сцене и пожинаешь плоды своего труда».

Моя первая собеседница —  женщина невысокого роста. В ее глазах  спокойствие. Незначительная усталость после репетиции сказывается на лице, но приятная улыбка её скрывает. Несколько лет назад она поборола серьезные проблемы связанные со здоровьем. На протяжении всей беседы выражение лица изменилось только при этих словах:

« Я прожила страшную жизнь, это связано со здоровьем, и если бы я думала о болезни, то сегодня меня здесь точно бы не было. Я не пропустила ни одной репетиции, моя «вторая семья» мне помогла, и так я победила болезнь».

Манана является частью этой семьи с самого дня основания хора ( Горийский женский камерный хор был основан в 1970 году-прим.автора). В музыкальное училище в Гори, она поступила на факультет музыкальной теории и была на первом курсе, когда дирижер (тогда им был Шалва Мосидзе — прим. автора) набирал состав хора и  выбрал её. Жизнь в коллективе для молодой девочки оказалась интересной.

Интересный инцидент случился во время гастролей в Бристоле, Англии. Посреди представления расстроилась техника и на сцене погас свет, в зале тишина.

«Что делать?! Мелуа просит помощи у Теоны, а та, долго не думая, попросила хор спуститься с приставки, и мы исполнили зажигательную африканскую песню с элементами танца. Зал аплодировал, нескончаемые овации», вспоминает Манана.

Теона Павлиашвили. Сопрано

«В Париже я особенно гордилась хором, ведь нас пришли поддержать такие грузинские звезды, как Анита Рачвелишвили и Ника Рачвели»

Теоне, которая с самого детского сада исполняла эстрадные песни, не составило никакого труда петь классические произведения. Частью хора она является уже восемнадцать лет.

«Никогда, ни одна из них не давала мне почувствовать себя «новенькой», я без всяких усилий влилась в эту семью».

В отличии от других, у Теоны есть семья, ребенку двенадцать лет, и как она отмечает ничто не мешает ей совмещать пение с семьей: «супруг меня понимает и поддерживает. На мне огромная ответственность, я солистка хора, не важно что происходит в моей жизни, я всегда должна петь, тем более замены у меня нет».

Тамара Илуридзе. Второй Альт

«Присутствие в этом зале, это самый большой релакс. Этот хор и есть моя семья».

В отличии от других певиц Тамара ездит на репетиции из Тбилиси. Будучи музыковедом, она окончила Тбилисскую Государственную Консерваторию по специальности хорового дирижирования.

«В жизни у меня был длительный, тяжелый период, из депрессии меня вывела Теона, которую я уже знала. В силу отсутствия «низких» голосов она предложила петь в хоре», — вспоминает Тамара. Проверял её вокальные данные бывший дирижер хора Шалва Мосидзе, и так Тамара уже десять лет поет в Горийском женском хоре.

Хор не может репетировать каждый день и это, по мнению Тамары, проблема.

«Три дня в неделю, по шесть часов каждая репетиция, с первого взгляда может показаться много, но вы не представляете насколько это мало для служителей нашей профессии», отмечает Тамара.

 

 

 

 

 

Exit mobile version