Решение Международного олимпийского комитета не допустить Россию на Зимние игры 2018 в Южной Корее взбудоражило грузинскую общественность. Многие считают, что решение МОК носит чисто политический характер. Часть грузинской общественности склоняется к мысли, что решение официального Тбилиси принять участие в зимних олимпийских играх в Сочи было ошибкой.
В 2013 году в недовольные позицией властей граждане начали собирать подписи под петицией с призывом бойкотировать Олимпиаду 2014.
Вопрос целесообразности участия в сочинской Олимпиаде стал активно обсуждаться в Грузии после того, как к стартовавшей в России Национальной эстафете огня XXII зимних Олимпийских игр 2014 года был привлечен Иван Нечаев, летчик, который участвовал в боевых действиях во время российско-грузинской войны 2008 года. В связи с этим тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили, который находился в оппозиции к действующему правительству «Грузинской мечты», призвал НОК Грузии пересмотреть и «принять правильное решение».
Тем не менее, грузинская сборная отправилась на Зимние игры в Сочи.
Бывший госминистр по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры правительства Саакашвили Торнике Гордадзе на своей странице в социальной сети Фейсбук иронизирует: «Эту новость (о недопущении России на игры 2018 года — прим. СОВЫ) я посвящаю тем, кто выступал против бойкота Олимпийских игр в Сочи в 2014-м и предлагал не путать политику со спортом. Дорогие друзья, вы были правы!»
В развернутом комментарии для СОВЫ Гордадзе объяснил: «решение Международного олимпийского комитета несет именно политическую нагрузку. В первую очередь, именно потому, что политизацию спорта, а также культуры, торговли и многих других сфер осуществляет правящий режим в России».
Как считает Гродадзе, для Кремля «почти все подчинено политической идее противостояния с Западом».
«Российская дипломатия, спорт, академические круги, контролируемые властью СМИ и др. по инициативе и при поддержке режима находятся фактически на военном положении».
По словам Гордадзе, каждое свое достижение в России сравнивают с историческими победами в битвах – будь то Полтава или Сталинград. Поражение же воспринимается исключительно как вероломство и предательство со стороны Запада.
«Решение МОК (по отстранению от Игр 2018 российской сборной, прим. СОВЫ) российское правительство и подконтрольные ему СМИ осуждают как сговор Запада против Великой России. И тут же заводят разговор о героической победе во Второй мировой войне, и о России, как самой великой ядерной державе мира», — отмечает бывший глава аппарата госминистра по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры.
«Эту связь, которую в современном мире многие воспринимают с иронией, видит только само российское правительство и, соответственно, становится жертвой собственной ангажированности».
Впрочем, на этот раз дело обстоит намного серьезнее, считает Гордадзе, так как международное расследование выявило, что именно государство создало для своих спортсменов целую допинговую систему и соответствующие механизмы, что намного хуже простой идеологической интерпретации, так как это является преступлением.
Спорт, также как и кибертехнологии, культура, дипломатия, СМИ для современной России являются частью большой спецоперации, или же целой чередой спецопераций, резюмирует Гордадзе.
Впрочем, в правительстве Грузии не видят ничего драматичного в том, что грузинская сборная приняла участие в Олимпиаде 2014 в Сочи. По словам одного из лидеров «Грузинской мечты» Гии Вольского, у спортивных менеджеров был серьезный аргумент в пользу того, что грузинские спортсмены должны были участвовать в сочинской Олимпиаде.
«Во-первых, те Игры были организованы под патронатом Международного олимпийского комитета, а не России. Во-вторых Грузия была и остается заинтересованной в развитии зимних видов спорта. А в-третьих, в случае бойкота, национальная сборная была бы дисквалифицирована на долгие годы».
Кстати, то же самое грозило сейчас российской команде, если бы власти этой страны все-таки решились бы на бойкот. Так что у правительства Грузии сегодня есть хорошая отговорка в ответ на продолжающуюся критику по поводу Олимпиады в Сочи — что говорить о Тбилиси, если даже Москва, при всех своих амбициях, не стала идти на открытую конфронтацию с олимпийским движением?
На минувшей неделе исполком Международного олимпийского комитета отстранил Олимпийский комитет России от участия в Играх, но при этом создал специальную панель для допуска «чистых» российских спортсменов на Олимпиаду в Пхенчхане. Они будут соревноваться под наименованием «Спортсмены-олимпийцы из России», выступать под флагом олимпийского движения, а на всех церемониях будет звучать олимпийский гимн.
При этом президент России Владимир Путин пообещал: чинить препятствий спортсменам, которые захотят выступать не под российским флагом, не будут.
«Мы без всякого сомнения не будем объявлять никакой блокады, не будем препятствовать нашим олимпийцам принимать участие , если кто-то из них захочет принять участие в личном качестве. Они на протяжении всей карьеры готовятся к этим стартам, для них это очень важно, поэтому, исходя из этих соображений, мы, конечно, не будем никому ничего запрещать. Но и в конечном итоге сами спортсмены должны будут принять решение, каждый из них — для себя. И в команде, и индивидуально: кто и как будет выступать».
Высказался Путин и по самому решению исполкома МОК.
«Во-первых, надо прямо сказать, что мы отчасти сами в этом виноваты, потому что дали повод для этого. А во-вторых, считаю, что этим поводом воспользовались не совсем честным образом, мягко говоря. Большинство из обвинений основано на фактах, которые никак не доказаны и являются в значительной степени голословными».
Окончательное решение по вопросу участия российских спортсменов на Олимпиаде 2018 должно принять олимпийское собрание, которое пройдет в Москве во вторник, 12 декабря.