Лукава покинул стены Драндской тюрьмы, где он провел почти 7 лет, перед самым Новым годом — 25 декабря. После освобождения мужчина был сопровожден до административной границе по реке Ингури, где его встречал заместитель госминистра по вопросам примирения и гражданского равенства Леван Звиададзе. Сама государственный министр Кетеван Цихелашвили оценила освобождения Лукава как позитивный пример сотрудничества по гуманитарным вопросам между грузинской и абхазской сторонами, что «бесспорно позитивно отразится на мирном процессе и восстановлении доверия в грузино-абхазских отношениях».
Акт доброй воли?
Освобождение Георгия Лукава произошло в рамках т.н. Механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них (МПРИ). Этот формат предусматривает и обсуждение вопроса выдачи сторонами конфликта заключенных. Сухумские власти «в связи с развернувшейся в обществе полемикой» рассказали, почему решились на такой шаг. Правда, сделали это только 3 января. Пресс-служба де-факто президента сослалась на мировую практику обмена заключенными и сообщила, что Лукава фактически был освобожден по просьбе югоосетинской стороны.
«Лукава Г. значился в списке подлежащих обмену, предоставленном грузинской стороной, но передача его была на тот период приостановлена. Впоследствии, на него и еще одного заключенного Гуинашвили Г.Л., переданного Республикой Южная Осетия, был произведен обмен на Роланда Жиба, скрывавшегося в Грузии и подозреваемого в убийстве Квициния Б.», — говорилось в заявлении.
Сам Рауль Хаджимба заявил, что до его избрания грузинской стороне были переданы другие заключенные, но тогда это расценивалось как акт доброй воли и не вызывало каких-либо возражений или недопонимания. Хаджимба утверждает:
Помилование Лукава – это политический акт, цель которого — прийти на помощь братскому осетинскому народу.
Что касается упомянутого выше Роланда Жиба, он был объявлен в розыск сухумскими властями в январе 2017 года по подозрению в убийстве жителя села Гуада Беслана Квициния. Уже тогда местные силовики предположили, что преступник скрылся на подконтрольной официальному Тбилиси территории. В мае стало известно о задержании Жиба, но где и при каких обстоятельствах это произошло не раскрывалось. Вскоре появилась информация, что он был передан абхазской стороне все на том же Ингурском мосту.
«Предатель!»
Ни попытки де-факто Цхинвали разрядить ситуацию, ни заверения сухумских властей в том, что освобождение Лукава нужно и абхазской стороне, не удовлетворили оппонентов Рауля Хаджимба. И если в стенах парламента стали обсуждать необходимость расследования обстоятельств освобождения заключенного, то за их пределами зазвучали новые политические лозунги. В регионе прошли акции протеста, участники которых, в частности, скандировали: «Президента в отставку» и «Предатель».
3 января перед администрацией де-факто лидера республики прошел митинг, затем состоялась внеочередная сессия парламента, на которой была создана специальная комиссия по расследованию. Перед депутатами выступили силовики, которые заверили, что Хаджимба действовал в рамках закона. Это, однако, не удовлетворило противников власти. И в первый же рабочий день 2018 года, 5 января, депутаты пригласили в парламент на внеочередное заседание самого Рауля Хаджимба. Его ответы, впрочем, ситуацию тоже не разрядили.
У здания парламента собрались сотни людей. Де-факто спикер Валерий Кварчия призвал их прекратить акцию: «Беспорядки могут привести к непредсказуемым последствиям, и потому прошу всех разойтись». Но толпа не расходилась. Позже к митингующим вышел один из лидеров протестного движения депутат Рауль Лолуа. Он заявил, что оппозиция начинает готовить Народный сход, на котором будет официально выдвинуто требование отставки Рауля Хаджимба.
https://www.youtube.com/watch?v=bh7agQiS0CI
Некоторые наблюдатели, между тем, считают, что освобождение Лукава — лишь формальный повод для противников де-факто лидера Абхазии. Возможно, на самом деле политические оппоненты Хаджимба пытаются «оседлать» недовольство населения политическим режимом.