«Я был участником обеих революций, я был одним из организаторов первого Майдана. И очень помогал во втором. Значительная часть моей жизни ушла на Украину. <…> И я не отличаю Грузию от Украины, для меня украинцы — практически родной народ. Они меня усыновили, и они мне нравятся», — заявил Саакашвили, добавив:
С Украиной у меня очень сильная эмоциональная связь, это вторая родина.
По словам лидера «Руха новых сил», Украина должна сохранить свое единство «в войне, которую ведет против нее Россия». И она может выйти победителем, но не за счет ущерба России. «Она победит, когда станут двузначными цифры экономического роста, когда дороги станут лучше российских, когда успех будет во всех сферах. Когда появится оптимизм и люди перестанут уезжать из страны и, наконец, когда жители Ростовской области скажут жителям Донбасса: «Мы сами хотим в Украине жить», — сказал Саакашвили в интервью «Новой».
На вопрос журналиста, когда это может произойти, политик ответил: «Это можно будет сделать за два-три года. Но только если будет новая власть и новый политический лидер. Моего премьерства для этого недостаточно. Должна быть новая политическая элита, которая будет фундаментально отличаться от нынешней — второсортной российской политической элиты».
«У нас коррумпированные менты, для них враг — не Россия, а «америкосы» — сам это слышал.
Почему, они и сами не знают, но, видимо, это инстинктивно получается, раз в Америке борются с коррупцией», — добавил Саакашвили. По его словам, сейчас Украина уже не делится на Запад и Восток, она объединена, и в этом помог Кремль с войной. Четкое разграничение теперь идет по другому признаку- совковому и несовковому менталитету.
«Наш совок - это не значит, что люди хотят назад в Союз. Это люди, которые приемлют реальность такой, какая она есть, считая, что от изменений может быть еще хуже. И у них есть аргумент, что второй Майдан привел к ухудшению.
Такая ситуация вообще на всем пространстве бывшего Советского Союза - и в Грузии, и в Молдове. Везде откат.
Саакащвили уверен, что грядет большая волна изменений на всем постсоветском пространстве, включая Россию. «А Украина будет лидером. И эта волна изменений в Украине вызовет изменения в России, Молдове и Грузии.
Если Украина поменяется, для Грузии совершить подобное - вопрос нескольких недель.
На вопрос «Новой газеты», не аукнется ли самому Саакашвили в случае прихода к власти то, что он усиливает недоверие украинцев к государству, оппозиционер заявил: «Если мы за месяц-два не покажем реальных изменений, на третий месяц нас уже не будет. Но если мы покажем, то пару лет для маневра мы будем иметь… Для меня не так важна популярность, как поддержка среднего класса и молодежи больших городов».
При этом Саакашвили сравнил себя с Навальным, назвав последнего «очень талантливым и смелым». Мало кто может выдержать такой пресс, считает лидер «Руха новых сил». «Видя, как Путин на него реагирует, понимаешь, что он - Навальный - действительно единственная альтернатива в России», — добавил Саакашвили.
У нас очень похожая база с Навальным. Когда Путин сравнил меня с ним, наверное, он не ошибся.
«И вас не смущают его высказывания о грузинах в 2008 году?», — поинтересовался корреспондент «Новой», напомнив, что Навальный назвал их «грызунами». «Помню. Но скажу, что люди меняются, учатся», — ответил Саакашвили. Что касается Путина, глава Кремля, по мнению экс-президента Грузии, сам себя загнал в западню, сказав, что государство - это он. «А значит, все беды государства - это его вина. А бед будет все больше и больше».
Я — человек, который ушел после двух сроков, хотя у меня был полный контроль. Если бы я захотел остаться, то запросто бы это сделал. И рейтинги у меня были высокие.
На реплику журналиста «А несогласные сидели в тюрьмах», Саакашвили ответил: неправда. «Ни один политик не был арестован. Хотя такого человека, как Нино Бурджанадзе, в любой стране бы посадили. Это было мое политическое решение, что Бурджанадзе, которая на сто процентов должна была сесть, не сидела», — сказал бывший президент Грузии, наповнив, что после войны она открыто сотрудничала с Москвой. «Это была акция, связанная с подрывом вооруженных сил, обороны и безопасности», — добавил он.
Лучше таких субъектов не трогать во имя демократии.
В целом, по словам Саакашвили, если бы он еще остался на 10 лет, Грузия бы стала неузнаваемой страной — как Сингапур. «Но меня бы все ненавидели. Потому что есть механическая усталость от лидеров. Надо уметь уходить. <…> Путин совершает ошибку, он уже слишком долго у власти, и шанса спокойно отойти у него нет. Уйди он пять лет назад, все бы простили и оставили его в покое. А если уйдет сейчас, то любой другой будет в лучшем случае его сажать. И он это прекрасно знает. И мой пример очень плохой, потому что то, что против меня возбудили в Грузии дела, говорит всем: «Не вздумайте слушать этих западников, если даже Саакашвили могут посадить!»
Вообще, иметь рейтинг под 90% очень опасно, тут до нуля очень быстрый путь. Лучше иметь свои 55% и спокойно работать.
«У меня в Грузии был постоянный рейтинг 60–65%, и я проиграл [парламентские выборы]. Значит, [нужно было] уходить. Другого выхода не было. Или надо было выгнать Иванишвили из страны, как он меня выгнал, и были бы у меня еще 10 лет? Нет», — сказал Саакашвили.
Что касается возможного прихода к власти в Украине и отношений с Россией, по словам лидеры «Руха новых сил», эти отношения вообще не нужны. «Я считаю, что он [Путин] проблема для всех нас, но не считаю его своим врагом. Вообще не думаю, что у кого-то должны быть личные враги. Почему я для него враг? Потому что я символ непокорности. Все знают, что он хотел брать Тбилиси в 2008 году, знает Саркози, я знаю…
Я символ того, что он [Путин] не смог осуществить в 2008-м. И еще гуляю здесь, в Украине, воду мучу.
«Сажая, арестовывая Навального и его сподвижников, он видит меня; навешивая сроки оппозиционерам, думает, что спасается от угрозы, которую олицетворяю я. Непокорность для него — это катастрофа. Когда все вроде под контролем, а один какой-то тип без денег и армии качает целую Украину. Это его коробит. Он же хорошо помнит меня по нашим встречам на саммитах СНГ. Я ему улыбался, вежливо отвечал, но делал то, что хотел сам», — говорит Саакашвили.
По мнению бывшего президента Грузии, Путин не договороспособен. «Он говорит только с Германией или Америкой. Но ближайших соседей он не воспринимает. Он считает, что имеет на них право. Что соседи ему все должны, а он им ничего не должен. Это старая российская имперская традиция. В европейском феодализме если ты не мог защитить своего вассала, то терял свой сюзеренитет. В России же самодержавие иначе выстраивалось. Можно было мочить своих вассалов сколько угодно, а если они надумывали куда-то уйти, это объявлялось изменой. Это сейчас и в наших отношениях».
[Путин] не может договариваться, потому что не считает, что нам что-то должен. Это мы все ему должны за развал Советского Союза.