Ранний брак - синоним рабства. Так считают в ООН. По данным организации, каждый год в "семейное рабство" по всему миру попадает свыше 14 миллионов девочек, не достигших 18 лет. Их лишают детства, заставляют бросить учебу, подвергают насилию... В Грузии ежегодно в брак вступают сотни несовершеннолетних девочек. Установить точное их число невозможно - фиктивные союзы часто заключаются по обоюдному согласию родителей и в обход юридических процедур. Самая Рзаева встретилась с девушками, слишком рано вступившими во взрослую жизнь.
* Имена героев изменены по их просьбе
Холодильник на замке и свекровь в постели
17-летняя Сабина, несмотря на свой юный возраст, успела не только выйти замуж, но и развестись. Перемены в судьбе девочки из села Гомбори произошли, когда она училась в 10 классе. Как-то, пока Сабина сидела за партой в школе, к ее родителям пришли свататься. Семья решила, что потенциальный зять хороший человек, к тому же — из обеспеченной семьи, и дала согласие на брак. Девочка перечить родителям не стала и забросила учебу.
Ранние браки нарушают право подростков на образование. Несовершеннолетние бросают учебу, что сказывается на экономической независимости женщины в будущем. По данным министерства образования Грузии, в среднем свыше 200 девочек в возрасте 14-16 лет ежегодно бросают школу.
После того, как от родителей Сабины было получено согласие, сыграли помолвку. На ней девушка и познакомилась со своим будущим мужем. 21-летний Мурат понравился школьнице, и до женитьбы они проводили вместе много времени. В ноябре 2016 года Сабина и Мурат сыграли пышную свадьбу на 240 человек. Юная невеста верила, что в браке будет счастлива. Но этот день стал, пожалуй, единственным счастливым в жизни молодоженов.
Травля девушки со стороны мужа и свекрови началась с первых дней совместной жизни (по словам Сабины, отец Мурата на протяжении долгих лет работал за границей, мать одна растила сына и имела над ним большую власть). Юную невесту обвиняли в том, что она не справляется с домашними обязанностями. Сначала ее просто стыдили и ругали, но вскоре молодой супруг перешел на побои. По признанию девушки, Мурат ежедневно избивал ее, а как-то даже принес домой дубинку: демонстративно хранил ее под кроватью.
По наблюдениям директора Женского информационного центра Елены Русецкой, в Грузии родители несовершеннолетних девочек дают согласие на брак по двум основным причинам: дочерей выдают замуж либо из традиционных, религиозных соображений, либо из корыстных — отдав дочь в другую семью, они уменьгают свои финансовые затраты. «Это напрямую связано с бедностью», — говорит правозащитница, отмечая, что в грузинском языке есть даже выражение «ჩავაბარე პატრონს», что можно перевести как «отдал в руки хозяина».
С наступлением холодов пришло время устанавливать в доме печь, и свекровь велела поставить ее только в одной комнате – спальне молодоженов. Девушка удивилась, но это удивление быстро прошло, когда свекровь заявила: теперь она будет спать на супружеском ложе вместе с Сабиной и Муратом. Муж был не против. В итоге они провели втроем практически под одним одеялом всю зиму.
Но травля Сабины вскоре стала обретать еще более странные формы. Сначала муж и свекровь закрывали холодильник на замок, потом не разрешали ей садиться вместе с ним за стол, а затем и вовсе запретили есть, морили голодом. Девушка перебивалась объедками и редкими «перекусами» у соседей. В результате и без того худая Сабина за короткое время потеряла пять килограммов. При росте 1,66 ее вес едва достигал 38 кг.
Поначалу девушка не решалась рассказать кому-либо (даже родителям!) о своем положении. Да и считала, что трудности в браке бывают у всех. Но когда начались проблемы со здоровьем, Сабина сказала обо всем родителям. В тот же день ее забрали домой.
«Я еще долго терпела, надо было уходить уже через неделю-две. Я сглупила, что так долго на это не решалась», — делится девушка.
Сейчас Сабине 18. Что делать дальше, она не знает. Но в одном уверена точно: замуж она больше не хочет.
«А куда я пойду?»
Два года назад 17-летнюю Лали из Марнеули похитил по дороге из школы ее будущий муж. Родители сразу же вернули девушку домой, после чего отправили ее к родственникам в Аджарию. Хотя Лали и была готова выйти замуж за молодого человека, поначалу она скрыла от отца и матери свои чувства к ему. Но на протяжении трех месяцев, проведенных в Аджарии, влюбленные общались по телефону, и по возвращению домой девушка сообщила родителям, что намерена связать свою жизнь с Амираном.
Сначала молодые люди обручились, а через полгода сыграли свадьбу. Лали хотелось пышного белого платья, ресторана, музыкантов… Родители влезли в долги, взяли кредиты. Но уже через несколько месяцев после свадьбы молодой супруг начал уезжать из дома на недели, а иногда и на месяцы. Говорил, что это по работе, но денег жена не видела. Девушка забеременела, но даже во время родов мужа в Грузии не было — он развлекался с друзьями в Анталии. Роды были преждевременными и тяжелыми, и молодая мама с младенцем вернулась домой из больницы только через два месяца.
Смертность во время родов среди матерей-подростков в пять раз выше, чем среди женщин после 20-ти. Юные девушки больше подвержены таким осложнениям, как инфекции, кровотечения и бесплодие. По данным Аппарата народного защитника Грузии, в 2016 году 1 224 несовершеннолетние девушки стали матерями.
Лали знает, что у ее мужа есть любовницы. А еще он играет в карты. Но развестись девушка не может. «Куда я пойду? К родителям я не могу, они выплачивают долги за мою свадьбу, к тому же у меня младший брат еще учится в школе. А больше мне некуда», — говорит Лали, покачивая плачущего ребенка.
Главная проблема девушек, не решающихся на развод, — их экономическая несамостоятельность, говорит глава Женского информационного центра Елена Русецкая. «Они зависят от своих родителей, а потом от своих мужей, испытывают страх, понимая, что уйдя от мужа, не смогут обеспечить себя и детей», — отмечает правозащитница.
Брак без брачной ночи
Анне 17 лет. Она всегда хорошо училась и планировала поступить в медицинский вуз, но в 16 лет ее планы нарушила встреча с высоким парнем, играющим в футбол на поле возле школы. Эмзару на момент их знакомства было 19. Его внимание сразу привлекла красивая зеленоглазая брюнетка. Вскоре между молодыми людьми завязались романтические отношения. Влюбленным не хотелось расставаться, и для них, как для жителей обычной кахетинской деревушки, оставалось одно: вступить в брак. Анна и Эмзар обвенчались.
В традиционном грузинском обществе брак — единственная возможность для молодых людей «легализовать» свои интимные отношения. И это один из главных факторов ранних браков. С января 2017 года в Грузии официально запрещено регистрировать браки несовершеннолетних. Но годом ранее было узаконено 611 таких союзов.
Согласно статье 140 Уголовного кодекса Грузии, гражданин, вступивший в интимную связь с лицом, не достигшим совершеннолетия, может угодить в тюрьму на срок от 7 до 9 лет.
Но брак Анны и Эмзара распался всего через месяц. Молодая жена оказалась неготова к супружеской жизни и… первой брачной ночи. Интимной близости в ночь после свадьбы, как и в последущие дни, не произошло. Девушка выгоняла супруга из спальни. Через три дня Эмзар рассказал об этом своей матери, а та — родителям невестки. В результате девушку повели к психологу.
Ранние браки часто приводят к серьезным психологическим и даже физиологическим травмам. Юные девушки зачастую не готовы к своей репродуктивной функции, утверждают психологи. Некоторых пугает чрезмерная активность мужа, что в итоге приводит к разводу.
После двух недель сеансов у психолога в Тбилиси Анна дала согласие на выполнение супружеского долга. Впрочем, Эмзар этого уже не хотел. Молодые люди расстались. История о девочке-недотроге, между тем, разошлась по всей деревне. В родном селе за Анной закрепилась слава душевнобольной. Не выдержав косых взглядов и постоянных насмешек, девушка вместе с родителями переехала в Тбилиси. Теперь ей предстоит проститься не только с жизнью в родной деревне, но и с тяжелым прошлым.