Нино Бурджанадзе считает, что президентская форма правления Грузии подходит больше парламентской. «Для парламентской республики необходимо иметь серьезную демократическую базу, иметь традицию политических партий и традицию парламентского правления. Всего этого, к сожалению, в Грузии нет, а деньги и влияние имеют достаточно большое значение, поэтому парламентская республика в Грузии сделает ее недемократичной, а более зависимой от финансовой опеки олигархов и в первую очередь господина Бидзины Иванишвили», — заявила политик.
Она пожаловалась на «огромные финансовые ресурсы господина Иванишвили», добавив, что в этом его переиграть невозможно. Бороться с неформальным правлением олигарха можно только объединив свои усилия.
Вместе с тем, Бурджанадзе заявила, что во время предыдущих президентских выборов она прошла во второй тур (у президентских выборов в 2013 года был только один тур, Нино Бурджанадзе, получив 10,18% голосов, заняла третье место, — прим. СОВЫ). «Я никогда не говорила, что победила в первом туре, но во второй прошла», — утверждает она.
«Все более-менее здравомыслящие люди понимают, что таких политиков, как я, которые имеют опыт и могут принять решающие шаги, в Грузии нет. Поэтому все больше людей, которые понимают, что моя позиция относительно внутренней и внешней политики Грузии действительно прагматична и верна. Это касается в том числе российско-грузинских отношений».
Ранее женщина-политик уже заявляла, что не видит кандидата в президенты, которые «хоть одним критерием будет лучше для страны, чем Нино Бурджанадзе». При этом лидер «Демократического движения» заявила, что претендент на пост главы государства должен обладать такими качествами, как опыт, компетентность, решительность и контакты. Многие в Тбилиси считают, что речь идет о контактах в Москве.
«РИА Новости» коснулись и этого вопроса. «Какова реакция населения Грузии, в том числе политиков, когда вы совершаете очередные визиты в Москву и проводите неформальные встречи с высокопоставленными лицами российского руководства?», — задал вопрос журналист.
«Очень многие люди смотрят на эти визиты с большим вниманием и надеждой. Есть, конечно, те, которые впадают в истерику, но они меня мало интересуют. Я знаю, что, то что делаю, — правильно».
По словам Бурджанадзе, без встреч с высоким российским руководством и без прямого диалога невозможно будет решать грузино-российские проблемы. Впрочем, и Москва не делает позитивных шагов, «которые могли бы еще больше укрепить мнение людей относительно необходимости сотрудничать и иметь тесные контакты с Россией», — посетовала она.
«Люди, которые видят, что я, даже будучи в оппозиции, могу вести беседу с высокопоставленными людьми в России и тем более с президентом России, конечно, надеются, что если я буду наделена широкими полномочиями и доверием народа, то смогу решить очень серьезные и важные вопросы», — уверена Бурджанадзе.
Экс-спикер грузинского парламента в интервью также заверила, что красной линией, за которую она не перейдет, являются суверенитет и территориальная целостность Грузии. «То есть никто — ни из Вашингтона, ни из Москвы — не будет диктовать нам, что делать и как жить», — пригрозила Нино Бурджанадзе, но добавила:
«Я с пониманием отношусь к законным, подчеркиваю это слово, интересам Российской Федерации на своих южных границах. Понимаю, что Москва нуждается в том, чтобы со стороны Грузии не угрожала нестабильность или какая-либо опасность».
В этом контексте Бурджанадзе заявляет, что считает неоправданной интеграцию Грузии в евроатлантические структуры. Журналист задал политику вопрос, в котором поинтересовался, сильно ли мешают «урегулированию грузино-российских отношений стремление Грузии в НАТО». Кроме того, интервьюер упомянул «регулярные совместные широкомасштабные учения, проходящие на грузинской территории». Нино Бурджанадзе однозначно заявила:
«Места для Грузии в НАТО нет, потому что НАТО никогда не примут страну, у которой на территории два нерешенных конфликта, и это ясно и четко понимают все».
«Что касается того, нужно ли нам членство в НАТО, — сейчас нет, а раньше, пока Россия была слабее, да. Но сейчас, после войны 2008 года, однозначно нет. Для Грузии не только не нужно, но и вредно говорить о членстве только потому, что членство в НАТО означает отказ от Абхазии и Южной Осетии. Пусть мне кто-нибудь объяснит, разве нас примут в НАТО вместе с российскими базами?» — заявила Бурджанадзе.
По ее мнению, проводить учения, «которые явно провоцируют Россию, это ведь просто вредительство».
«Когда ты вводишь американские танки с американским флагом на центральной магистрали, где в 500 метрах стоят российские танки, это что, умно? Это даже не глупо, это тупо и, конечно, является провокацией».
«Когда ты начинаешь парад ко Дню независимости американским оркестром, американской музыкой, это показатель независимости? Или показатель того, что ты себя считаешь каким-то штатом Америки», — пожаловалась политик. При этом она заверила, что Грузия вовсе не должна полностью прекратить всякие отношения с НАТО или какой-либо организацией. Она должна с ними сотрудничать, «а не давать им возможность использовать Грузию для провоцирования и поддразнивания России».
Упомянула Бурджанадзе и одну из встреч с Владимиром Путиным, на которой тот заявил, что Москва готова отменить визовый режим для граждан Грузии. «Я была очень рада это услышать. Но в Тбилиси ответили, что нас визовый режим не волнует, нам это не интересно и если Россия хочет, пускай отменяет», — вспомнила Бурджанадзе. По ее словам, после этого Россия, конечно же, не могла отменить визовый режим.
«Намного больше людей будут рады отмене визового режима с Россией, чем это было с Европой. В стране намного больше тех граждан, которые связаны с Россией, у которых там есть родственники, которые желали бы отправиться на заработки, чем тех людей, которые связаны с Европой».
«Но когда в Грузии пускали фейерверки в честь того, что добились отмены визового режима с ЕС, как будто Абхазию вернули, такого в случае с Россией, конечно», — не будет, признала Нино Бурджанадзе.