Представители грузинской оппозиции резко отреагировали на обращение премьер-министра страны Георгий Квирикашвили к России.
В преддверии 10-й годовщины войны августа 2008 года глава правительства призвал Москву сделать выбор между продолжением взаимных обвинений и «разумными шагами по вызволению двусторонних отношений из заколдованного круга». Премьер также упомянул смерть в Цхинвали Арчила Татунашвили, хотя прямо и не призвал Россию содействовать передаче тела погибшего грузинской стороне.
Примером непоследовательности обращение Георгия Квирикашвили назвал член парламента от оппозиционной партии «Европейская Грузия» Георгий Канделаки. Депутат считает, что пободные заявления проблем не решают.
«Грузинская мечта» обещала народу наладить отношения с Россией. В контексте этого обещания они сняли вопрос об оккупированных территориях Грузии с повестки дня мировой политики на высшем уровне. Сегодня мы видим непоследовательность. После смерти Арчила Татунашвили правительство Грузии пытается мобилизовать международное внимание, в то время как в случае убийства Гиги Отхозория мало что было сделано. Там нужна мирная, но последовательная политика», — заявил Канделаки.
В свою очередь член Республиканской партии Леван Бердзенишвили считает, что своим заявлением премьер Квирикашвили подтвердил бессилие грузинского правительства в решении дела Татунашвили. Он считает, что обращение главы кабмина не принесет результата. Политик считает, что своими действиями премьер «обезглавил» себя.
«Если Грузия может пойти не бо́льшие уступки, в таком случае премьер-министр Грузии должен думать об отставке, чтобы пришел кто-то другой, кто лучше знает и может что-то сделать. Грузии нечего уступать России. Россия — оккупант. И о каких же переговорах может идти речь? О чем должны договариваться?! С кем надо договариваться? В каком законе говорится, что из-за «обезглавленного» премьера мы должны что-то делать и что-то кому-то уступать?» — заявил политик.
«Пусть тогда правительство Грузии согласует с нами, что мы уступаем в этом деле. Для спасения престижа премьер-министра пол-Грузии должны отдать оккупантам? Трудно представить, что это за предложение. На мой взгляд, после этого он [премьер-министр] должен срочно покинуть пост».
По мнению Бердзенишвили, к действиям российских властей нужно относится как к данности: «Всему миру не удалось ничего с ними сделать, тем более ничего не удастся правительству Грузии».
Обратившись к России, правительство Грузию поставило себя в позицию униженного, считает еще один оппозиционер — член «Единого национального движения» Георгий Барамидзе. По мнению бывшего министра по вопросам евроатлантической интеграции, сложилось впечатление, что Грузия стоит с протянутой рукой и с опущенной головой.
Барамидзе в целом приветствует подобные попытки, но обращение Квирикашвили, уверен он, не отражает реальности, сложившейся в отношениях между Грузией и Россией.
«Не напрасно говорят: «Москва слезам не верит». Мы должны говорить с Россией принципиально и тверда, постоянно напоминая о тех международных обязательствах, которые они взяли на себя».
«Непонятно, что имеет в виду премьер-министр, какие еще шаги должна сделать Грузия, чтобы защитить свои интересы? Думаю, было бы уместнее, чтобы премьер обратился к международному сообществу и напомнил России о существовании международных обязательств», — заявил Барамидзе, отметив, что тон обращения Квирикашвили был, по его мнению, жалким.