Site icon SOVA

«Постыдный шаг премьера» и «российский цинизм»: реакция Грузии на заявление МИД РФ

Giorgi Kvirikashvili 14 политика Абхазия, Георгий Квирикашвили, Гига Бокерия, Гия Вольский, Грузинская мечта, Грузия, Давил Усупашвили, Движение строительства, Европейская Грузия, Единое Национальное Движение, енд, Ираклий Кобахидзе, МИД РФ, Россия, Саломе Самадашвили, Серги Капанадзе, Татунашвили, Южная Осетия, არჩილ ტატუნაშვილი

В грузинских политических кругах остро отреагировали на заявление министерства иностранных дел России, опубликованное 12 марта. Оно стало ответом на слова премьер-министра Георгия Квирикашвили о готовности Тбилиси к диалогу с Москвой. МИД РФ отреагировал на обращение Квирикашвили спустя три дня. В комментарии приветствовалась позиция грузинского премьера и впервые официально упоминалось «дело Татунашвили».

Оппозиция в Тбилиси, однако, сочла действия главы правительства унизительными, а ответ российского МИДа циничным. В правящей партии «Грузинская мечта» признали, что позиция Москвы была неконструктивной, но курс премьера Квирикашвили назвали правильным. Ранее МИД Грузии сделал сдержанное заявление, в котором выразил надежду, что в ходе очередного раунда Женевских дискуссий стороны смогут сделать конкретные шаги для мирного урегулирования конфликта и выхода из тупиковой ситуации.

СОВА собрала разные мнения.

«Привычный цинизм»

Лидер «Движения строительства», экс-спикер парламента Грузии Давид Усупашвили считает обращение премьер-министра Георгия Квирикашвили к Москве ошибкой, которую следует исправить, а не усугублять. И для этого, по мнению оппозиционера, правительство должно срочно «замять» тему. Усупашвили рассказал свою версию того, как в Москве расценили заявление Квирикашвили.

Фото: Netgazeti.ge

«Россия воспользовалась обращением, пропитанным эмоциональной непосредственностью и лишенным политических просчетов, и с привычным цинизмом указала, что:

1. В целом в Москве, а не в высшем руководстве [России] внимательно ознакомились с обращением премьер-министра;
2. Беспрецедентному обращению премьер-министра Грузии с российской стороны соответствует рядовой комментарий департамента прессы министерства иностранных дел;
3. Россия всегда была заинтересована в нормализации отношений с той Грузией, которая осталась без Абхазии и Южной Осетии;
4. Они [в России] приветствуют готовность Грузии быть более конструктивной на ближайшем раунде Женевского процесса;
5. Им абсолютно все равно, лично премьер включится в женевский процесс или делегацией будет руководить кто-то другой;
6. Грузия, наконец, пришла в сознание и готова начать прямой межгосударственный диалог с Абхазией и Южной Осетией;
7. Инцидент с гражданином Татунашвили Грузия должна урегулировать посредством прямого диалога с суверенной Южной Осетией, и в этом Россия нам ничем не поможет, поскольку это не входит в сферу двусторонних отношений между Россией и остальной Грузией. И вообще, вместо всего этого Россия великодушно хвалит нашу попытку исправиться».

«МИД РФ похвалил постыдное обращение премьера»

Георгий Квирикашвили своим необдуманным, безответственным и наивным обращением дал России еще один аргумент, который она может использовать против интересов Грузии. Так считает лидер оппозиционного движения «Европейская Грузия» Гига Бокерия. Он раскритиковал заявление главы правительства о готовности к прямому диалогу с Сухуми и Цхинвали.

Фото: tabula.ge

«Российская федерация цитирует премьер-министра Грузии и «соглашается» с ним в том, что это этнический конфликт между грузинами и абхазами, между грузинами и осетинами, так что «присмотрите за этими двусторонними отношениями, потому что Российская Федерация тут не при чем», — озвучил Бокерия, по его мнению, истинную реакцию Москвы.

Другой член «Европейской Грузии» — Серги Капанадзе — прокомментировал ответ МИД РФ на обращение Квирикашвили возгласом «Приехали!». Как он выразился, министерство иностранных дел России «в заявлении из трех абзацев похвалило постыдное обращение премьера».

Фото: RFE/RL

«В первом абзаце нам сказали: мы рады, что вы хотите урегулировать отношения с нами. Мы тоже этого хотим;
Во втором абзаце: на следующем женевском раунде в конце марта мы планируем принять заявление о неприменении силы и надеемся, и там вы будете конструктивными. <…> В общем, дескать, смотрите, не опозорьте нас в конце марта! И если хотите, путь хоть премьер приезжает в Женеву — хорошая мысль;
В третьем абзаце: то что вы хотите установить прямой диалог с Абхазией и Южной Осетией… так к этому мы вас и толкали столько лет. Это не грузино-российское дело, решите его между собой на межгосударственном уровне».

Отставка премьера — единственный выход

Своим заявлением премьер-министр Грузии освободил Россию от всякой правовой и политической ответственности. Поэтому теперь глава правительства должен сделать «адекватный шаг» и покинуть свой пост. Такое заявление сделала депутат парламента от оппозиционной фракции «Единое национальное движение» Саломе Самадашвили.

«Когда государственный деятель одним своим заявлением наносит такой удар по фундаментальным интересам страны, единственным правильным решением будет его отставка», — считает депутат.

Ответ МИД РФ она назвала крайне циничным и оскорбительным, заявив, что «фактически, Российская Федерация поблагодарила Квирикашвили за его желание, которого многие годы добивалась Москва». В частности, речь идет о том, что «Россия, как сторона конфликта, что проявилось в оккупации и аннексии, освобождается от всякой правовой ответтсвенности».

«После заявления, когда внешнеполитическое ведомство России подтвердило, что темы оккупации Абхазии и Южной Осетии не существует, что эти конфликты вне повестки дня российско-грузинских отношений, непонятно, в каком статусе Россия собирается продолжить участие в Женевских переговорах», — отметила Саломе Самадашвили.

По словам оппозиционного депутата, в Женеве Россия будет представлена не как сторона конфликта, что соответствует соглашению о прекращении огня от 2008 года, а как одно из государств-посредников, как, к примеру, США.

«Иллюзий не испытывали»

Более сдержанной оказалась реакция на заявление МИД РФ членов правящей команды «Грузинская мечта». Так, ничего нового в позиции Москвы, зафиксированной в ответном письме, не увидел один из лидеров парламентского большинства Гия Вольский.

По его словам, в Тбилиси никогда не испытывали иллюзий относительно того, что Россия сознается, что способна повлиять на его отношения с Сухуми и Цхинвали и «держит вожжи в своих руках».

Фото: Presa.ge

«Россия не признает того, что сама осуществляет эффективный контроль [оккупированных регионов]. О том, что этот вопрос должен быть решен путем прямого диалога, не раз говорил и президент России. Дескать, они умыли руки и не имеют никакого отношения к «делу Татунашвили». Такова российская политика», — отметил депутат.

При этом он не поставил под сомнение необходимость продолжить взятый курс: «Мы должны думать и о том, что если большая часть населения Грузии поддерживает урегулирование грузино-российских отношений, это не продиктовано какими-то сантиментами, в действительности – это желание предотвратить угрозы и решить конфликты».

Председатель парламента Ираклий Кобахидзе, в свою очередь, охарактеризовал ответ МИД РФ на обращение Квирикашвили как неконструктивный. По словам спикера, этот комментарий свидетельствует о том, что Москва не отвечает взаимностью на прагматичный подход Тбилиси.

Впрочем, у прагматичной политики нет альтернативы, уверен Кобахидзе. «Мы знаем, до чего нас довела в свое время непрогматичная политика. Я имею в виду события 2008 года», — добавил он.

Грузия, по словам председателя парламента, такой подход в отношениях с Россией должна сохранить, ведь благодаря нему «в последние годы качество безопасности и стабильности страны значительно выросло». «Мы делаем все, чтобы грузино-российский конфликт был урегулирован мирным путем», — подчеркнул Кобахидзе, добавив, что Тбилиси готов к диалогу.

Ранее грузинская оппозиция уже раскритиковала обращение премьер-министра Квирикашвили к высшему руководству России. Оппоненты власти назвали шаг главы кабмина «примером непоследовательности», «подтверждением бессия грузинского правительства» и «разговором с позиции униженного».

Exit mobile version