В ходе 43-го раунда Женевских дискуссий по безопасности на Южном Кавказе российская делегация, проявив деструктивный подход, целенаправленными провокационными заявлениями завела переговоры в тупик. Так МИД Грузии прокомментировал исход встреч в Женеве 27-28 марта. В Москве итогами дискуссий также остались недовольны, но ответственность за провал переговоров возложили на Тбилиси.
В министерстве иностранных дел Грузии ключевыми темами 43-го раунда назвали создание международных механизмов безопасности в оккупированных регионах (с полным соблюдением соглашения о прекращении огня от 2008 года) и смерть в Цхинвали Арчила Татунашвили (хотя в комментарии МИД РФ этому вопросу была уделена только одна строчка).
Делегаты и Грузии и США осудили незаконное задержание и лишение жизни Татунашвили, назвав негуманным затягивание процесса передачи тела погибшего родным почти на месяц. Представители грузинской делегации подчеркнули, что пытки и убийство молодого мужчины стали результатом бездействия и поощрения насилия в отношении этнических грузин со стороны России и оккупационных режимов, проявлением чего стали факты смерти Гиги Отхозория и Давида Башарули.
Всю ответственность за случившееся Тбилиси возложил на Москву — как на силу, осуществляющую эффективный контроль оккупированных регионов. В этой связи грузинские делегаты заявили о необходимости создания международных механизмов безопасности и вывода российских войск с оккупированных территорий, как это предусмотрено Соглашением о прекращении огня от 12 августа 2008 года.
В МИД Грузии, между тем, рассказали и об обсуждении проекта заявления о неприменении силы, который ранее вызвал острые споры в Тбилиси. Как отметили в министерстве, по этом вопросу состоялась «интенсивная дискуссия». Грузинская делегация заявила, что принятие такого заявления должно служить конкретной цели, в частности, началу процесса выполнения Соглашения о прекращении огня.
«Грузинские и американские участники подчеркнули необходимость подтверждения Российской Федерацией обязательств о неприменении силы. Российская Федерация проявила деструктивный подход и в ходе нынешнего раунда целенаправленными провокационными заявлениями завела переговоры по вопросу о неприменении силы в тупик».
Еще одним дестабилизирующим фактором грузинская сторона назвала милитаризацию оккупированных регионов и незаконные военные учения на их территории. Делегаты выразили обеспокоенность шагами по фактической аннексии Абхазии и Цхинвальского региона, протягивание на линии оккупации колючей проволоки и создание других искусственных барьеров, закрытие т.н. пунктов пропуска, ограничение свободного передвижения и других дискриминационных мер, которые приводят к тяжелым последствиям для местных жителей.
Отмечалось, что практика незаконных арестов и похищений, так же как и ограничение доступа местных жителей к своим сельскохозяйственных угодьям способствует росту напряженности в регионе.
Предметом особого внимания стало усиление дискриминации этнических грузин в оккупированных регионах, особенно в Гальском и Ахалгорском районах. Делегация из Тбилиси подняла вопрос о насильственной регистрации грузин в Абхазии в качестве иностранцев и последующее ограничение их фундаментальных прав и свобод, «что представляет собой продолжение этнических чисток». Были приведены факты уничтожения частной собственности вынужденных переселенцев. Грузинская сторона также заявила о необходимости обеспечения изучения родного языка жителями Гальского и Ахалгорского районов.
«Сопредседатели и участники из Грузии и США затронули одну из главных тем повестки дня Международных женевских переговоров — необходимость предметного обсуждения безопасного и достойного возвращения вынужденно перемещенных лиц и беженцев [в свои дома]. Российская Федерация и оккупационные режимы вновь политизировали гуманитарную тему и в ходе обсуждения вопроса беженцев покинули переговоры».
Как отмечается, очередной раунд Женевских дискуссий по безопасности на Южном Кавказе состоится в июне 2018 года.
Женевский формат был сформирован на основании Соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года. Дискуссии ведутся двумя рабочими группами; участники переговоров представлены в индивидуальном статусе. В рамках первой рабочей группы обсуждаются вопросы безопасности и стабильности на оккупированных территориях Грузии, а второй — ситуация с правами человека и гуманитарные темы, а также вопросы, связанные с безопасным и достойным возвращением вынужденных переселенцев и беженцев в свои дома.
Переговоры в Женеве проходят при сопредседательстве Евросоюза, ООН и ОБСЕ с участием Грузии, России и США. На встречах рабочих групп присутствуют также глава временной администрации бывшей Югоосетинской автономной области, председатель [легитимного] правительства Абхазской автономной республики, а также представители оккупированных Сухуми и Цхинвали.