Журналист Тамар Кикачеишвили выиграла дело против грузинского Международного центра образования (International Education Center, IEC). В прошлом году организация отказала ей в финансировании учебы за границей. Но теперь Тбилисский городской суд признал это решение незаконным. Впрочем, "кейс Кикачеишвили" помог вскрыть куда более серьезные проблемы и бросил тень на деятельность Центра, распоряжающегося деньгами грузинских налогоплательщиков.
23 июля 2017 года Тако Кикачеишвили опубликовала в Facebook гневный пост, в котором обвинила Международный центр образования в сомнительной практике выбора аппликантов, которые должны отправиться за новыми знаниями за границу. Околоправительственный фонд был создан в 2014 году по инициативе бывшего премьера Ираклия Гарибашвили и ежегодно финансирует за счет госбюджета обучение десятков бенефициаров. Последние обязаны вернуться на родину и, по крайней мере, три года отработать на позиции, предложенной государством.
Есть у IEC и другие условия, которые, как считала Тако, гарантировали ей победу в конкурсе. К примеру, софинансирование от одного из самых престижных американских университетов — Бостонского: приглашение из США получить степень магистра искусств в медиа-исследованиях сопровождалось грантом, покрывающим 30% стоимости обучения (22 тысячи долларов).
Кроме того, у Тако был опыт работы, в том числе в академической сфере, что, по условиям все того же Центра образования, считается преимуществом. Впрочем, пройдя успешно два этапа отбора, на третьем — длившемся около трех минут собеседовании («на нерелевантные темы», как призналась девушка) — она срезалась.
По словам Тако, поначалу она не придала этому значения. Но потом она узнала, по какой причине не прошла конкурс.
Как выяснилось, внушительная комиссия, в составе которой был даже замминистра образования, руководствовалась опросником, 9 из 10 вопросов которого девушке даже не задали.
Ни аудиозаписи, ни видео, ни письменного протокола или любых других актов, засвидетельствовавших процесс собеседования, в Центре предоставить не смогли. Их попросту не было. Тако дали понять: решения о выделении сотен тысяч долларов на учебные программы принимаются на основании «субъективной оценки».
И после написания поста о непрозрачной работе «правительственной конторы», о «формальном омбудсмене» IEC и о «больших бесконтрольных деньгах», девушка подала иск в Тбилисский городской суд. Спустя девять месяцев эта инстанция удовлетворила требование девушки, признав незаконным все решения Центра образования и обязав комиссию пересмотреть их. В самой организации обвинения в непрозрачности категорически отвергают:
«Решение о финансировании [учебных программ] конкурсантов принимает международная комиссия Центра. Члены комиссии оценивают каждого конкурсанта в соответствии с установленными заранее критериями и независимо друг от друга. Члены комиссии индивидуально оценивают каждое заявление при помощи электронной системы».
В PR-службе организации также подчеркивают, что суд только частично удовлетворил иск Кикачеишвили, обязав IEC лишь по новой оценить конкурсанта, а не утвердить финансирование его обучения за границей. Кроме того, в Центре СОВЕ сообщили, что не согласны с решением первой инстанции и непременно «воспользуются законным правом», обжаловав вердикт в апелляционном суде.
Но время играет против Тако. Бостонский университет уже сделал парадоксальное исключение — не только позволил ей отложить учебу, но и продлил на год действие стипендии. Но если процесс затянется, шанс будет утерян. И тем не менее, в случае необходимости, Тако намерена дойти до Верховного суда.
«Вне зависимости от того, поеду я в Бостонский университет или нет, будет ли у меня стипендия, я буду бороться. Думаю, когда сталкиваешься с такими серьезными нарушениями, мы обязаны реагировать на это. И я чувстсвую свою ответственность идти до конца. У этой борьбы есть смысл».
Тако уверена, что столкнулась с системной проблемой: непрозрачность принятия решений, отстутствие подотчетности, а возможно и коррупция. «О том, что система неисправна, свидетельствуют решения суда», — подчеркивает девушка, добавляя, что система зачастую не работает и на последующих этапах программы. Не все студенты, вернувшиеся на родину, выполняют взятые на себя обязательства и «отрабатывают» государственные деньги, да и сам Центр не всегда обеспечивает бенефициаров работой.
«Это не частная контора»
Тако Кикачеишвили считает: деятельностью Международного центра образования должна заинтересоваться прокуратура. Такого же мнения придерживается ее адвокат Арчил Каикацишвили, уверенный: кейсов, в которых в роли ответчика выступит IEC, будет еще немало.
Решение Тбилисского горсуда основатель организации «Молодые адвокаты» считает «принципиальным и интересным». По словам Каикацишвили, третий этап конкурса, т. е. собеседвание, было признано непрозрачным, а принятое по его итогам решение — предвзятым. Центр обязали провести новое собеседвание и объективно оценить Тако.
И хотя прецеденты, когда суд указывает IEC на нарушения, уже существуют, нынешний процесс был показательным: в рамках рассмотрения административного дела в качестве исключения в качестве свидетеля был вызван один из членов жюри — журналист Звиад Коридзе. Показания последнего помогли понять принцип работы комиссии и процедурные механизмы, по которым оценивалась не только Тако, но и другие апликанты.
Отталкиваясь от этого, Каикацишвили заявляет: комиссия работала в нарушении собственных стандартов — т. е. установленых самим Центром критериев оценки апликантов. «Это не частная контора, которая может принимать субъективные решения», — подчеркивает он.
По словам юриста, в настоящее время «Молодые адвокаты» успешно ведут в суде еще два дела против Центра образования, и еще три — находятся на досудебной стадии. «Но Центр не проявляет желания пересмотреть свою политики, поэтому будут новые суды», — прогнозирует Каикацишвили.
«Есть ощущение, что руководство Центра образования, его директор Нино Челидзе, просто не учитывают решений суда, никак на них не реагируют».
Адвокат обещает обратиться к правительству, министерству образования и прокуратуре, чтобы те изучили механизмы работы Центра, заинтересовались предполагаемыми прзнаками коррупции и рассмотрели вопрос о привлечении к ответственности исполнительного директора Нино Челидзе. «Она должна покинуть пост директора, мы этого добьемся», — пообещал Киакацишвили.
Верховный суд и «дело Камрана»
Всего в грузинские суды разной инстанции поступило около 30 исков против решений Международного центра образований, утверждает Арчил Каикацишвили. Правда, ни один вердикт пока не вступил в силу: существующая статистика свидетельствует о том, что каждый раз организация подает апелляцию.
Тем не менее, суды последовательно принимают решения именно против Центра образования. Очередным примером может стать дело Камрана Мамедова. Молодой человек подал в суд на IEC из-за оценок комиссии, вернее, одного из ее представителей: все члены жюри поставили высокие баллы, но в одном столбике значились сплошные нули.
Судебные тяжбы продолжались больше двух лет. И за день до оглашения вердикта суда по «делу Кикачеишвили» Верховный суд Грузии принял решение в пользу Камрана Мамедова.
В Международном центре образования, однако, с критикой в свой адрес не согласны. В PR-службе организации сообщили, что в период с 2014 по 2017 годы IEC утвердил свыше 500 стипендий для граждан Грузии, желающих получить образование за границей. «Часть из них уже завершила учебу, вернулась на родину и реализует полученные знания в своей стране», — подчеркнули в организации.
Представители центра объясняют: цель проекта — подготовка квалифицированных кадров в соответствии с международными стандартами и с учетом приоритетов развития страны.