Site icon SOVA

От августа 2008 года до аннексии Крыма: гибридная война России

2008 war 3 политика 2008, featured, Абхазия, августовская война, Виталий Чуркин, Владимир Путин, война, война 2008, Грузия, ООН, пропаганда, Россия, фейк-ньюс, фейки, Южная Осетия

«Мы знаем, что сегодня Грузия, завтра — Украина, послезавтра — государства Прибалтики, а потом, возможно, и моя страна».

12 августа, 2008 год
Лех Качиньский, президент Польши

Эти слова президента Польши прозвучали в дни августовской войны 2008 года на проспекте Руставели. О планах Качиньского ехать в Тбилиси не знали в Брюсселе. Своих коллег из стран Балтии он собрал по личной инициативе и вылетел в Грузию, которая в те дни пыталась защищаться от российской агрессии.

О речи польского президента ничего не знали и в польском МИДе, в его составлении Качиньскому спичрайтеры не помогали. Тогда президент импровизировал:

«Мы сможем этому противостоять, если Европа будет придерживаться общих ценностей».

Спустя 10 лет события в Грузии все чаще называют репетицией аннексии Крыма и войны на Востоке Украины. Однако ни в 2008-м, ни в 2014-м предотвратить действия России не удалось никому.

Грузия войну проиграла, однако сумела отстоять свои позиции перед международным сообществом. Тбилиси активно ведет “политику непризнания”, и на дипломатическом поле Россия все эти годы терпит поражение. Абхазию и Южную Осетию с 2008 года независимыми государствами признали Никарагуа, Венесуэла, Науру и Сирия.

США усилили свое давление на страны, которые хоть как-то сотрудничают с Сухуми и Цхинвали. Запись об оккупации Грузии в прошлом году появилась в документе бюджета Соединенных Штатов Америки.

Все это не может не раздражать Кремль.

В 2013 году выход нашел российский генерал Герасимов. Военный, которого сложно назвать теоретиком, командовал 58-й армией во время Второй чеченской войны. Он же придумал концепцию “гибридной войны”. Концепцию поддержал президент Владимир Путин. В том же году в министерстве обороны появилось новое управление — Специальный отдел информационной войны. Принято верить, что пропаганда, кибератаки и распространением фальшивых новостей сотрудниками управления и принесли России Крым.

Вместе с аннексией Крыма за Россией закрепилось звание страны, которая наряду, скажем, с русским балетом породила еще один мощный инструмент влияния на аудиторию – фейк-новости.

Война 2008 года в Грузии стала первой на территории Европы в XXI веке. В ходе боевых действий Россия начала тестировать и свое оружие в информационном пространстве.

Задолго до боевых действий — 20 июля 2008 года — на правительственные и информационные веб-сайты Грузии была осуществлена кибер-атака. После Эстонии в 2007-м, которая подверглась кибер-удару за решение о переносе памятника советскому солдату из центра Таллинна на окраину, эта был уже второй случай виртуальной войны против государства.

В ходе самой войны в Грузии Москва начала генерировать фальшивые новости, которые до сих пор всплывают в российском информационном пространстве и в диалогах с несвязанными с политикой гражданами РФ.   

Самым мощным фейком со стороны России в дни «августовской войны» стало заявление, прозвучавшее из уст постоянного представителя России в ООН Виталия Чуркина. На заседании Совета Безопасности ООН он утверждал, что жертвами действий грузинской армии стали 2 000 человек — женщины и дети.

Позже в словаре российских политиков и дипломатов появилось словосочетание “геноцид осетинского народа”. Все это не без помощи российских государственных СМИ надолго вклинились в сознание российских граждан.

Однако никаких убитых 2 000 человек не было. Факт позже признал Следственный комитет России, который установил, что во время военных действий августа 2008 года за все пять дней войны погибли 134 мирных жителя.

Отчет по войне российская сторона готовила почти год. Правда, на новые цифры в российском истеблишменте уже никто внимания не акцентировал.

Фейк о геноциде со стороны грузин дополнялся историями о том, как мирных жителей солдаты грузнской армии сжигали заживо. Однако в докладе международной организации Human Rights Watch, которая изучала факты военных преступлений, подобных свидетельств не было. При этом организация говорила об этнических чистках в грузинских деревнях, убийствах и пытках стариков, которые просто не сумели выехать из захваченных сел.  

И если фейк с геноцидом 2 000 тысяч женщин и детей был самым эмоциональным в дни войны, то самой долгоиграющей в российско-грузинской повестке стала тема «кто первый». Москва всю ответственность возлагает на тогдашние власти Грузии и лично президента Михаила Саакашвили.

Однако в августе 2012 года президент Владимир Путин, который во время войны занимал пост премьер-министра, открыто заявил:

«Это не секрет, план был, и в рамках него мы действовали. Он был разработан Генштабом в конце 2006 — начале 2007 года и согласован со мной. В рамках плана мы готовили югоосетинских ополченцев».

Очевидным сигналом тревоги для официального Тбилиси летом 2008 года стали широкомасштабные военные учения «Кавказ-2008». 8 000 военнослужащих, 700 единиц бронетехники, корабли Черноморского флота — это внушительный список участников маневров.

Августа 2008 года, фото: news-front.info

Официальная легенда учений гласила: подготовка к проведению «операции по принуждению к миру». Именно эту формулировку первые лица России использовали при военном вторжении на территорию Грузии в августе 2008 года. 

Путем подконтрольных СМИ в годы войны Кремль распространил не один фейк. До сих пор многие из них часто всплывают не только в заявлениях высокопоставленных чиновников и первых лиц России, но и тиражируются «полезными идиотами» и агентами влияния Кремля внутри самой Грузии.

Exit mobile version