Ангела Меркель в рамках официального визита в Грузию намерена посетить линию оккупации Цхинвальского региона. Об этом СОВЕ сообщил информированный источник. Официальная программа визита бундесканцлерины включает в себя протокольные переговоры и встречи, но, предполагается, что глава федерального правительства в первой половине дня 24 августа прибудет и в район села Одзиси Душетского муниципалитета (на границе с Ахалгорским районом). Меркель посетит разделительную линию без сопровождения прессы.
* * *
Ангела Меркель совершает визиты в Грузию с немецкой точностью. В последний раз она прилетала в Тбилиси ровно 10 лет назад – 17 августа 2008-го. Тогда канцлер ФРГ ехала в страну, где на высшем уровне только-только начинали употреблять хорошо знакомое немцам слово «оккупация». Теперь Меркель летит в Грузию, где слово «оккупация» хорошо выучили…
В Тбилиси к Германии и ее внешней политике отношение неоднозначное. Берлин обвиняют то в чересчур доброжелательном отношении к Кремлю, то в блокировании вступления Грузии в НАТО. При этом трудно не признать, что очевидный прогресс в евроинтеграции не мог произойти без активного участия Берлина – как ключевого игрока ЕС.
Особой пикантности нынешнему визиту Меркель придает тот факт, что буквально за несколько дней до встреч в Тбилиси она принимала в своей загородной резиденции Мезеберг Владимира Путина. О чем два лидера говорили с глазу на глаз доподлинно неизвестно. Конечно, канцлер ФРГ и президент РФ не могли обойти такие темы, как Украина и Сирия, но о Грузии, по крайней мере, публично, не было сказано ни слова.
Встреча Меркель с Путиным и предполагаемое игнорирование ею грузинской темы стало поводом обвинить Берлин в потакании Москве. В Тбилиси оппоненты власти и ряд экспертов вменили это в вину и нынешнему правительству, которое, по их мнению, способствовало исчезновению грузинской темы из международной повестки. Впрочем, есть и мнение, что визит Ангелы Меркель можно будет использовать с тем, чтобы напомнить Европе и миру о Грузии и ее проблемных отношениях с Россией.
Несмотря на критику в отношении официального Берлина, стоит признать, что в новейшей истории Грузии Германия стоит особняком. ФРГ стала первой страной Евросоюза, признавшей независимость молодой республики, образовавшейся на развалинах СССР. 13 апреля 1992 года между двумя странами были установлены (вернее восстановлены после 1918 года) дипломатические отношения. За прошедшую четверть века особенно активными были, вероятно, последние годы: в 2016-м в Тбилиси с визитом прибыл тогдашний глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, в Берлин – его грузинский коллега, а также премьер Квирикашвили и президент Маргвелашвили. В следующем году Германия и Грузия отмечали две знаменательные даты – 200-летие переселения в Грузию немецких поселенцев из Швабии и 25-летие установления дипотношений.
Основатель грузинского Центра стратегического анализа Нодар Харшиладзе считает, что в целом при нынешнем правительстве контакты с Берлином выстраивались в более позитивном русле, нежели во времена Михаила Саакашвили. «У нас не было особо хороших отношений при прежнем правительстве, они были партнерскими, но Германии не нравилось чересчур тесное сотрудничество с Америкой. Сегодня политика более мягкая, хотя вряд ли она приведет к изменению позиции Берлина. Добрая воля может быть проявлена, но не более», — считает эксперт.
Тем не менее, Харшиладзе невысоко оценивает дипломатическую работу нынешних властей, а если говорить точнее – работу кулуарную: «Официальная, протокольная – проводится, но неофициальная, особенно в Европе, очень слаба». По словам аналитика, грузино-германские отношения всегда были «неоднообразными». И правительство должно приложить усилия, чтобы придать им новый импульс. Что касается позиции и роли самой Германии, ее нельзя назвать позитивной, несмотря на конструктивный подход во многих вопросах, считает Харшиладзе.
«Германия является страной, которая блокирует процесс интеграции Грузии в НАТО. Она делала это раньше и продолжает придерживаться такой позиции. Надо работать и работать, чтобы поменять ее. Это не произойдет за один день».
После нынешнего визита в Грузию Ангелы Меркель эксперт не ожидает прорыва в отношениях двух стран. Прибытие такого высокого гостя, безусловно, имеет крайне важное значение, но не решающее. По словам Харшиладзе, визит президента Франции Франсуа Олланда в мае 2014 года может быть тому подтверждением: особых перемен в отношениях между Тбилиси и Парижем он не принес.
«Да, Германия ведет прагматичную политику, но я бы не сказал, что она радикально настроена в отношении интеграции Грузии», — так считает другой эксперт – менеджер программы евроинтеграции в Фонде «Открытое общество-Грузия» Вано Чхиквадзе. Визит Меркель, по его словам, имеет как историческое, так и практическое значение, поскольку могут быть обговорены конкретные шаги в сотрудничестве двух стран. Поэтому Тбилиси должен выступить с конкретными предложениями и конкретными мессиджами.
Говоря о роли Германии, Чхиквадзе обращает внимание на ее вклад в создание и дальнейшее развитии программы «Восточное партнерство». Кроме того Берлин играет ключевую роль в вопросе интеграции Грузии в Евросоюз и НАТО. И в вопросе евроатлантических перспектив эксперт склонен расценивать позицию ФРГ как доброжелательную.
«10 лет назад во время Бухарестского саммита канцлером Германии был все тот же человек, что и сейчас. И тогда Германия поддержала пункт о том, что Грузия будет членом НАТО. Так что, думаю, не правильно говорить, что Германия блокирует интеграцию Грузии».
По словам Чхиквадзе, Берлин также поддерживает Тбилиси в том, что касается «красных линий», к примеру, вопросов безопасности и оккупированных территорий.
Слова о том, что Германия поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии, без сомнения, прозвучат в ходе нынешнего визита фрау Меркель. Наверняка, канцлер ФРГ заявит и о поддержке интеграции Грузии в евроатлантические структуры. В общем, она повторит то, что говорила 10 лет назад, в воскресенье, 17 августа 2008-го, на совместном брифинге с Михаилом Саакашвили: «Грузия станет, если она хочет, членом НАТО». Тогда она высказалась и за быстрый вывод российских войск с территории Грузии, подчеркнув, что это должно произойти «до вторника».
Но политика Берлина в отношении Тбилиси – это не только проявление пресловутого прагматизма с учетом российского фактора. Германия – один из ключевых западных партнеров Грузии. Торговый оборот между странами в 2017 году составил 478 млн долларов – по этому показателю она на первом месте среди западных государств, а в общем списке – на седьмом – уступает только соседям: Турции, России, Азербайджану, Армении, а также Китаю и Украине. Впрочем, и это не все. В Грузии действует порядка 300 немецких компаний, только за период после «Революции роз» объем немецких инвестиций составил около 400 миллионов долларов. Германия также выделяет миллионы на обучение грузинских военных специалистами Бундесвера, она финансирует огромное количество бизнес-проектов, поддерживает культурные.
И если перевести эту поддержку в цифры, результаты действительно впечатляют. С 1992 года объем помощи Грузии составил 1 066 000 000 евро. Учитывая то, что со дня признания Германией независимости Грузии 13 апреля 1992 года до 23 августа, когда Тбилиси посетит Ангела Меркель, прошло 9 628 дней, получается, что ежедневно Германия выделяет Грузии помощь в размере 110 тысяч евро.