За три года совместной жизни молодая пара - Ираклий и Мариам - успели сыграть свадьбу на родительские деньги, уехать за лучшей жизнью в Европу и вернуться обратно в Тбилиси. Но не все так быстро сдаются. По данным Национального банка Грузии, в первом полугодии 2018 года трудоустроенные в странах ЕС граждане Грузии неплохо там заработали, перечислив на родину 255 млн долларов.
«Быть нелегалом непросто, особенно в стране, где нет солнца!», — делится Мариам. Она с мужем собрала чемоданы и уехала в благополучную Швецию через несколько месяцев после установления безвизового режима между Грузией и странами Шенгенской зоны в марте 2017 года.
Поначалу поселились у друзей, тоже нелегалов. Через некоторое время Мариам устроилась домработницой. Ираклию было сложнее; физический труд оказался ему не по силам по состоянию здоровья.
Вскоре пара вернулась в Тбилиси с небольшой суммой денег, которую решила потратить на путешествие в Турцию и новый автомобиль.
«Спустили все деньги на солнце, тепло и отдых. Еще купили машину. Очень сложно было смириться с серым городом. Круглый год ни друзей, ни тепла. Дома лучше», — признается Мариам.
Ее родители уже несколько лет живут в соседней Турции, откуда ежемесячно присылают детям в Тбилиси деньги.
«Это небольшая сумма, но на жизнь хватает. Мы, конечно, не собираемся все время сидеть на шее у родителей, уже скоро начнем работать», — говорит девушка.
По такой схеме в Грузии живут многие семьи. После развала Советского Союза, когда страна начала строить экономику самостоятельно, на заработки за границу уезжали в основном женщины. В первую очередь из-за географической близости и отсутствия виз, да и по привычке, в Россию. Тем, кому везло больше, добирались до Греции, Италии, Германии и даже США.
Специалисты выделяют три волны миграции в XX веке. Первая, как говорится в докладе государственной комиссии по вопросам миграции, пришлась на период до 1950-х годов. Это было связано с политическими репрессиями, в результате которых жителей Грузии переселяли в другие части Советского Союза. Вторая волна — 1950-1990 годы. В этот период жители Грузинской ССР по своей воле передвигались в пределах бывшего Союза. Миграцию 90-х в документе называют массовой и связывают со сложными социально-экономическими условиями, а также военными конфликтами на территории Грузии. Поток мигрантов в соседнюю Россию, как отмечают авторы доклада, сократился после введения Москвой визовых ограничений в начале нулевых.
В 2000 году РФ ввела визовый режим для граждан Грузии, а спустя еще шесть лет Кремль, недовольный прозападной внешней политикой Тбилиси, решил его наказать. Начался процесс массовой депортации грузин. «Людей высылают на «скотовозах» — писали тогда российские СМИ. Журналисты цитировали заместителя директора Федеральной миграционной службы РФ Вячеслава Поставнина, заявлявшего, что один миллион грузинских граждан в стране находился в статусе нелегальных мигрантов.
В ходе депортации в российских СИЗО, где людей содержали перед выдворением, несколько человек скончались.
Эти события заставили граждан Грузии искать новые пути для заработка в за рубежом. Поток мигрантов устремился в Украину, страны ЕС и США. Несмотря на все это, несколько сотен тысяч грузин продолжают жить и работать в России. Многие уже получили российское гражданство. Большинство из них по сей день высылает родным и близким в Грузии деньги.
Однако впервые за более чем 20 лет Россия уступила первенство в списке стран-источников дохода для граждан Грузии. В первом полугодии 2018-го трудоустроенные в странах ЕС грузины перечислили на родину на 41 миллион долларов больше ($255 млн), чем граждане, работающие в России: 214 миллионов долларов.
47-летняя Ия Г. более года назад переехала в Италию. В Неаполе она устроилась на работу к пожилой паре. В список обязанностей входит готовка и содержание дома в чистоте. Ия живет в доме работодателей. Ей оплачивают и питание. Поэтому ежемесячную зарплату в 600 евро сэкономить удается. Ия почти каждый месяц отправляет домой в Самегрело небольшую сумму денег семье. Говорит, что домашние копят на ремонт.
«Мне очень повезло. Я рискнула, приехала, надеясь на удачу, и она мне улыбнулась. Работаю у добрых, отзывчивых людей. Если бы изначально знала итальянский, то и зарплата была бы выше. Но язык тоже уже подтянула, так что перспектива есть», — рассказывает Ия, добавляя, что уже посоветовала нескольким подругам учить итальянский и ехать к ней. По мнению женщины, это лучше, чем сидеть в грузинской глубинке без зарплаты.
Резкий рост числа нелегальных мигрантов из Грузии, тем временем, стал причиной беспокойства Брюсселя. После задействования безвизового режима число отправляющихся в ЕС граждан увеличилось в 2,5 раза. Число соискателей убежища в некоторых странах Евросоюза с 2016-2017 гг. выросло примерно на 50%. На заседании Совета ЕС в Брюсселе в конце января текущего года этот вопрос обсуждали как проблематичный. Масла в огонь подлили заявления представителей правительства федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия в Германии; они потребовали задействовать механизм по временной приостановке безвизового режима. Но этого не случилось.
Тогда же министерство внутренних дел Грузии начало сотрудничать с самыми «проблематичными странами», в том числе с Германией. В марте глава МВД Геогий Гахария говорил журналистам, что ФРГ, а также некоторые другие европейские страны, лишь выразили обеспокоенность ростом числа мигрантов. Гахария также добавил: «Мы, как и наши европейские коллеги, ожидали определенного увеличения числа [соискателей убежища после введение безвизового режима]. В абсолютных цифрах это не большое число, хотя тенденция процентного роста имеется».
Тогда министр говорил и о превентивных мерах, которые предполагали сотрудничество и между правоохранительными органами Грузии и Европола. Судя по заявлению канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая на днях посетила Тбилиси, проблема нелегальной миграции решена и вопрос в повестке дня двух стран больше не стоит.
Более того, находясь в Тбилиси, Меркель сообщила, что федеральное правительство Германии работает над законопроектом, который создаст для граждан Грузии возможности легально работать на территории страны.
«Для отдельных профессий, по которым немецкий рынок испытывает большой дефицит, в рамках Соглашения об ассоциации в отношении Грузии и балканских стран будут установлены квоты. Мы создадим легальные пути по трудоустройству».
Список профессий, который будет включен в законопроект, пока не обнародован. Однако очевидно, что это откроет гражданам Грузии новые возможности для легального трудоустройства.
Вопрос на переговорах с Ангелой Меркель поднимала и грузинская оппозиция. Судьбой трудовых мигрантов интересовался кандидат в президенты страны от партии «Европейская Грузия» Давид Бакрадзе. И по словам политика, ответ канцлера ФРГ «был абсолютно положительным».
«Она сказала, что правительство Германии будет работать в составлении перечня профессий, где необходимы квалифицированные грузинские специалисты», – заявил Давид Бакрадзе.
В грузинском офисе Международной организации по миграции в беседе с СОВОЙ заявили, что временная легальная трудовая миграция является самым эффективным способом управления миграционными процессами, уменьшения количества нелегалов и защиты прав собственных граждан. В организации, благодаря которой в данной сфере удалось наладить отношения с Польшей и Эстонией, считают: есть реальная возможность сотрудничества и с другими странами Европы.
Циури Антадзе, советник Международной организации по миграции в Грузии, рассказывает о проекте, который открыл для граждан Грузии возможность легальной трудовой миграции. В 2016-2017 гг. организация разработала схемы предполагаемой миграции и составила дорожную карту для стран-участниц проекта.
«В рамках проекта в Польше на легальной основе работу нашли 30 граждан Грузии по следующим профессиям: слесарь, сварщик, строитель, водитель в компаний международных перевозок. Благодаря положительному результату пилотной программы в 2018-м проект получил новую жизнь. Целью нового начинания является развитие потенциала Грузии в сфере трудовой миграции и поддержка межгосударственного сотрудничества», — рассказывает Антадзе.
В данном направлении главным партнером организации является министерство труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии.
Сейчас ведомство ведет переговоры с Литвой, Швецией и Данией. Как рассказала СОВЕ глава департамента политики трудоустройства при министерстве Эльза Джгереная, еще одно государство — Португалия — выразило желание наладить отношения с Грузией в данном направлении.
«Для нас легальная занятость не только возможность сохранить безвизовый режим с ЕС, но и содейстовать трудоустройству наших граждан», — говорит Джгереная. По ее словам, существуют несколько схем, по которым граждане Грузии уезжают в ЕС на заработки. И чаще всего на месте их постигает разочарование.
«Редко реальность совпадает с ожиданиями. Бывает, что работодатель не продлевает контракт. Часты и случаи траффикинга. Именно поэтому самой оптимальной схемой управления миграционным процессами является циркуляционная схема трудоустройства. Все три стороны остаются довольны. Принимающия и отправляющая стороны, а также сам трудоустроенный. В результате снижается уровень безоработицы в Грузии, увеличивается объем денежных переводов, что позитивно влияет на экономику в целом», — говорит Джгереная.
Важно, что сейчас в министерстве работают над заключением межгосударственных соглашений, что позволит сделать сотрудничество гибким и ориентированным непосредственно на нужды Грузии. Желающие отправиться на легальном основании на заработки в ЕС должны обратиться в министерство труда, здравоохранения и соцзащиты. Здесь им помогут с оформлением всех документов и поспособствуют в поиске работы. Контракт обычно длится до шести месяцев с перспективой продления.
В министерстве говорят, что опыт сотрудничества с Польшей дал хорошие результаты. Пять из 30-ти человек вернулись обратно в Грузию, остальным продлили контракты.