«А теперь о сенсации!» Такими словами начинают свои новостные выпуски некоторые российские ТВ после пресс-конференции в Москве экс-министра госбезопасности Грузии Игоря Гиоргадзе. Все без исключения федеральные каналы РФ подготовили тревожные сюжеты о работе «тайной лаборатории, которая проводит смертельные эксперименты на людях». Посвятили этой теме даже одно из главных ток-шоу страны в прайм-тайме. SOVA решила разобраться, что не так с «сенсационным заявлением» Гиоргадзе.
«Абсурд» и «абсолютная глупость». Так в Центре по исследованию общественного здоровья имени Ричарда Лугара близ Тбилиси отреагировали на обвинения Игоря Гиоргадзе. Паата Имнадзе, руководитель лаборатории, в беседе с СОВОЙ признается: ему сложно комментировать этот «большой ляпсус пропагандистов». «Никак не могут найти какого-нибудь нормального консультанта, чтобы выглядело хоть немного правдоподобно», — сетует Имнадзе.
«Это ж не сегодня и не вчера началось. Такая шумиха в прессе поднимается буквально каждые два месяца. Сейчас, наверно, активизация, так сказать, скоординированная атака российских медиа на нас. Это уже смешно».
Впрочем, сам Гиоргадзе вполне серьезно заявляет о том, что в лаборатории Лугара могли ставиться опыты над людьми: «биологи военно-медицинской группы США и частные подрядчики проводили секретные эксперименты над жителями Грузии». В распоряжении экс-министра более 100 тысяч документов. Правда, пока он продемонстрировал лишь кипу распечаток, где нет ни имен, ни фамилий предполагаемых жертв.
«От кого и как эти документы получены, я не знаю», — признается Гиоргадзе. Но добавляет, что верит в подлинность, поскольку ему подсказывает «контрразведывательное и разведывательное чутье». Кремлевские СМИ с азартом подхватили заявления экс-министра госбезопасности Грузии, много лет проживающего в России.
«Центр Лугара – это бункер в бункере. На закрытой территории находится лаборатория с третьей степенью биозащиты. Она доступна только гражданам США, имеющим доступ к секретной информации. Больше того, все они обладают дипломатическим иммунитетом».
Из телевизионного сюжета на канале РЕН ТВ
«Ну это абсолютная глупость», — возмущается Паата Имнадзе. По его словам, в Центре действительно работает несколько американцев, но поясняет: «Допуск ко всем работам выдается комитетом, и руководитель этого комитета – я».
Особое удивление Имнадзе связано еще и с тем, что Грузия решила в ноябре добровольно открыть доступ в Центр Лугара представителям стран, подписавших конвенцию по запрещению биологического оружия. «Под эгидой конвенции эксперты смогут приехать и на месте посмотреть, что мы делаем, как мы работаем, соблюдаем ли все правила», — говорит Имнадзе. И что любопытно, отправить в Тбилиси своих специалистов изъявили желание 20 стран, но среди них России не оказалось.
«Первыми немцы в свое время предложили посетить лабораторию Института Бундесвера. Вот мы сейчас предлагаем всем желающим. Это не обязательно по конвенции, это наша добрая воля. Мы готовы, мы открыты, чтобы все приехали и осмотрели нашу лабораторию. Кстати, мы много раз предлагали нашим российским коллегам. Пусть приезжают, пусть работают вместе с нами, можно придумать совместную тематику».
Центр Лугара — взгляд изнутри. Блог 3 Давида Какулия, 19.07.2018
Но у российских СМИ другая тематика. Они, в частности, тиражируют заявление Гиоргадзе о том, что работники лаборатории Лугара интересовались патентами правительства США, представляющими угрозу не только населению Грузии. К примеру, «патент на беспилотный летательный аппарат для распространения в воздухе зараженных насекомых». Как утверждает Игорь Гиоргадзе, этот дрон предназначен «для заражения противника смертельными заболеваниями и его уничтожение с минимальными затратами».
Имнадзе, впрочем, считает, что эти «сказки» достойны попасть в хрестоматию. «Я не знаю, может, такие патенты у кого-то и есть, но, к сожалению, у нас их нет», — добавляет он. «Бредом сивой кобылы» глава лаборатории называет не только страшилки про «распыление зараженных и смертоносных комаров». Так, в ответ на утверждения о смерти людей, проходивших лечение от гепатита С, Имнадзе возмущается: в лабораториях никогда никого не лечат.
«Это нонсенс! Кто в лаборатории людей лечит? В Грузии уже 50 тысяч человек прошло лечение от гепатита С. Вы найдите хоть одного, кто лечился в лаборатории. Люди лечатся в больницах, а не в лабораториях! Это же элементарно!»
По словам Имнадзе, хотя больше 42-х тысяч человек уже вылечилось от гепатита С, были и летальные исходы. Но ведь гепатит опасен тем, что вызывает цирроз или рак печени. «Если человек вылечился от гепатита С, но у него образовался цирроз или появился рак, он же не излечится. Гепатит С его больше беспокоить не будет, но последствия ведь останутся», — поясняет специалист.
Очередную кампанию против лаборатории Лугара Имнадзе называет «классическим примером черного пиара». Но на этот раз, не исключено, это будет не разовая информационная акция. Игорь Гиоргадзе уже пообещал открыть специальный сайт «Грузия вчера, сегодня, завтра», куда будет выкладывать свои документы. Это объявление многих заставило задуматься, не связан ли вброс с внутриполитическими событиями в Грузии и ролью в них самого Гиоргадзе.
Но Паата Имнадзе склонен считать, что обвинения в адрес лаборатории Лугара – это скорее элемент большой геополитики, где Россия пытается действовать по принципу «лучшая защита – нападение». Попытки обвинить США в разработке биологического и бактериологического оружия в свете скандального «Дела Скрипалей» и «Новичка», а также подозрений, что союзный Москве режим Башара Асада использует химоружие, кажутся даже предсказуемыми.