Михаил Барышников, возможно, и не рад, что организаторы Тбилисского международного театрального фестиваля поселили его в самое модное место грузинской столицы. Но задать этот вопрос артисту журналисты не могут. Проводить пресс-конференций и интервью за несколько дней пребывания в Тбилиси в его планы не входит.
Отелем «Стамба», где живет Барышников, недавно восхищался журнал Forbes за синтез советской атмосферы и модерна. Этот маркетинговый ход Тбилиси неплохо освоил. Грузинская столица успешно продает свое прошлое туристам.
За решение, принятое в 1974 году, — не возвращаться в СССР — Барышникова записали в предатели. Гастроли Кировского театра в Канаду завершились побегом артиста. С тех пор Барышников в Россию не возвращался. Дал себе обещание. Многих личная история Барышникова вдохновляет до сих пор.
Моноспектакль «Бродский/Барышников» вызвал огромный интерес и у российской публики. Билеты на три спектакля достать было фактически невозможно. Их раскупили за первые несколько минут онлайн-продаж.
На генеральную репетицию, предвещающую первый день фестиваля, пригласили представителей тбилисских творческих кругов, студентов театрального института и журналистов. В большом зале театра имени Котэ Марджанишвили суматоха. Те, кто прорывается сквозь очередь у входа, с нескрываемой радостью занимает места.
Перед спектаклем всех строго предупреждают: никаких телефонов, фото- или видео-съемки. И кажется, в этот раз все серьезно. Артист может прервать спектакль – предупреждают организаторы. Условия легендарного танцовщика еще раз проговаривает голос на двух языках.
Бродский Барышникова столь настоящий, что полтора часа о телефоне несложно забыть. Название моноспектакля очень точное. Две фамилии через -/-. Сложно понять, где Барышников читает Бродского, а где свою жизнь в стихах друга. Только однажды за весь спектакль он подражает манере разговора Бродского. Эмоциональное чтение «Я входил вместо дикого зверя в клетку» продолжает запись Бродского из бабин:
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Барышников и Бродский были друзьями. Познакомились в 1974 году в Нью-Йорке. За день до своей смерти в 1996 году Бродский звонил поздравлять Барышникова с днем рождения.
Свой первый день в Тбилиси Барышников провел в студии Национального балета Сухишвили. Танцовщик, известный во всем мире своей пластикой, присутствовал на репетиции вместе с Илико и Нино Сухишвили.
В моноспектакле «Бродский/Барышников» артист танцует в своем фирменном черном жилете. Его движения – страдания, борьба за смысл жизни и его поиск.
В конце спектакля грузинская публика аплодировала Барышникову стоя, артист пять раз выходил на поклон. Барышников, который полтора часа читал на русском Бродского и которого переводила на грузинский бегущая строка, сначала поблагодарил грузинскую публику на английском, а потом на русском.