Многочисленные обещания и лозунги от кандидатов в президенты Грузии до жителей Ахалкалаки доходят редко. За последние несколько лет центральные власти проложили дороги и улучшили инфраструктуру региона, но главная проблема остается неизменной: жители этих мест, преимущественно этнические армяне, плохо знают государственный язык.
Единственный кандидат, который обратился к своему потенциальному электорату на понятном ему, то есть электорату, языке, — Зураб Джапаридзе. Лидер общественно-политического движения «Гирчи» записал видеообращение на местном диалекте армянского. Правда, до многих адресатов оно не дошло. Точнее, кандидата в президенты услышали пользователи социальной сети Facebook, но старшее поколение осталось вне игры.
Старики в Ахалкалаки, как и в других городах Грузии, информацию получают из телевизора.
Специфика региона вносит и свои корректировки. В Джавахети практически никто грузинское ТВ не смотрит. Поэтому политические процессы, которые происходят в центре, до самого региона доходят редко.
Кандидаты, более или менее понимающие эту специфику, делают ставку на плакаты и выездные встречи с избирателями.
Больше месяца назад на стенах многих частных домов и учреждений появились портреты политических деятелей. Первым был бывший соратник бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили от «Европейской Грузии» Давид Бакрадзе. Следом – нынешний соратник экс-президента от «Единого национально движения» (ЕНД) Григол Вашадзе.
Позже появились большие и не очень плакаты независимого кандидата, которая заручилась поддержкой правящей партии «Грузинская мечта» Саломе Зурабишвили. А совсем недавно жители Ахалкалаки увидели и изображения бывшего председателя парламента.
У Давида Усупашвили пока нет ни соратников, ни штаба. Плакаты в Ахалкалаки расклеивал его родной брат — Георгий.
«Бюджет Давида всего 15 000 лари (больше 5 500 долларов), это очень мало. Нет и штаба. Он от партии Ираклия Аласания (бывший министр обороны, — прим.СОВЫ), но это формально. Агитировать во всех регионах он не может, но выступает на ТВ. Только «Рустави-2» его блокирует. Конечно, шансы выиграть есть. Если бы не было, смысл тогда участвовать?» — говорит жителям Ахалкалаки Георгий Усупашвили.
Предвыборные плакаты еще 21 кандидата до городка не успели добраться даже за неделю до дня голосования.
Вся суть политики в Ахалкалаки сводится к принципу: в центре власть меняется, но на местах лица все те же.
Как и на предыдущих выборах, стабильно работают сторонники «Европейской Грузии». Ее местная ячейка, как и центральная, откололась от «Единого национального движения». Штат немногочисленный, но активный. Возглавляет штаб бывший начальник полиции Ниноцминды Арсен Карапетян.
А вот у «Единого национального движения» новые сторонники из числа старых противников. К ним примкнули бывшие члены «Грузинской мечты» во главе с семьей Райсян. В 2012 году он боролся против партии Саакашвили, за что подвергался даже преследованиям и давлению. Теперь Райсян вновь в оппозиции.
Штаб правящей «Грузинской мечты» в центре Ахалкалаки, тем временем, активно агитирует за независимого кандидата в президенты Саломе Зурабишвили.
Судя по числу сторонников и выделенным ресурсам, на продвижение избранницы «Мечты» и в Ахалкалаки не жалеют сил.
Следующим в Ахалкалаки побывал Григол Вашадзе. В сопровождении большой автоколонны — около 50 машин — он поехал в близлежащие села Дилиска и Гуликами. На встречу с Вашадзе в Ахалкалаки собрались тоже около 300 человек. Бывший глава МИД Грузии агитировал за прогресс, традиционно критиковал правящую партию и ее наркополитику, обещал решить проблемы в сфере образования и повысить пенсии до 1 000 лари (около 600 долларов).
Еще одна важная цель — поставить в известность население, что Давид Бакрадзе больше не имеет никакого отношения к Саакашвили и его партии. Экс-президент все еще остается любимцем местной публики. Его знают все — и в городе, и в селах. Многие продолжают ностальгировать по Саакашвили. И ассоциироваться с его персоной, как настаивают в «Едином национальном движении», должен только Вашадзе.
«Для меня лучшим президентом был Саак (так коротко ахалкалакцы называют Михаила Саакашвили, — прим. автора). Не было ни асфальта, ни электричества. Ничего не было. При нем город приобрел сегодняшний вид. Если бы он остался, город был бы лучше. Криминала не было, полиция лучше работала. Теперь бардак, воровство», — рассказывает местный житель.
Призрак Саакашвили присутствовал и на встречах с избирателем Саломе Зурабишвили; независимый кандидат приехала в Ахалкалаки следом за Вашадзе. Члены местного штаба встретили ее цветами и сопроводили в забитый людьми дом культуры.
В Ахалкалаки Зурабишвили успела сделать скандальное заявление: она посетовала, что Михаил Саакашвили предоставлял грузинское гражданство турецким подданным, а вот местным армянам, дескать, нет. Тем самым кандидат в президенты затронула сенситивную для ахалкалакцев тему — исторически между армянами и турками сложились не самые добрососедские отношения.
И, судя по всему, Зурабишвили добилась желаемого результата, склонив на свою сторону некоторое число противников. Правда, только местных. Столичные правозащитники, к примеру, слова о паспортах для турок расценили как проявление ксенофобии.
Критика в адрес Зурабишвили звучала и в Ахалкалаки. При выходе из здания Дома культуры во дворе здания две женщины выкрикивали: «Предатель! Предатель! Саломе Зурабишвили — предатель!» Протест в Ахалкалаки, как и в других грузинских городах, был организован местным штабом ЕНД.
Скандалом в предвыборный период отличилась местная окружная избирательная комиссия. 27 сентября произошел инцидент между членом комиссии от «Единого национального движения» Теоной Чалидзе и председателем Асмик Марангозян. Первая обвинила вторую в насильственных действиях и оскорблениях. МВД даже пришлось заводить дело по факту случившегося — следствие ведется по первой части 162 статьи УК Грузии (насилие или угроза насилия в предвыборный период).
Конфликт, впрочем, исчерпан не был. В ход пошли компроматы. Чалидзе обвинила Марангозян в том, что после выборов 2012 года «за хорошую работу на выборах» и желаемый результат та получила от «Грузинской мечты» квартиру. В свое очередь Марангозян настаивает: квартиру ей выдали еще во времена Саакашвили.
Эти выборы для местных агитаторов превратились в войну плакатов.
Их срывают и портят. А на портретах кандидата Вашадзе, как и в других городах Грузии, появилась надпись «КГБ». Вероятно, как напоминание о событиях 30-летней давности, как он работал в советском МИДе.
Впрочем, несмотря на напряженную предвыборную кампанию, кажется, населению Ахалкалаки совершенно неинтересно, как пройдут выборы и кто станет президентом. Говорить о своих взглядах, тем более политических, здесь остерегаются. На всякий случай дают комментарии на условиях анонимности: город маленький, все друг друга знают, лишних проблем никто не хочет.
«Пока я не знаю, за кого буду голосовать. Да и не знаю, что за выборы. У нас другая забота — мы картошку собираем. В день выборов приедут за нами, поведут за ручку голосовать. За кого скажут, за того и проголосуем. Мне все равно, кто будет президентом, я собираю картофель и работаю ремесленником», — рассказывает житель Ахалкалаки.
«Мы знаем, что есть Зурабишвили, про «Гирчи» знаем. Но знаем еще, что победит кандидат от правящей партии. От нас ничего не зависит. Формальность все это!» — уверена Сусанна Е.
Равнодушие местных жителей к президентским выборам легко объяснить. Если выборы в парламент и органы местного самоуправления непосредственно касаются жителей муниципалитета, так как в них участвуют родные и близкие местных политических деятелей, то президентские выборы, по мнению большинства, ничего не меняют в их жизни.
Да и в целом, население в выборы не особо верит. Свое материальное благосостояние многие связывают с родными, уехавшими на заработки в Россию. А в рейтинге ключевых факторов, влияющих на жизнь ахалкалакцев, президента опережает даже картофель. Его урожай не первый год не приносит прибыли. Причину жители района видят в импорте иностранной картошки. Они не раз устраивали митинги, требуя как от муниципальных, так и от центральных властей изменить подход к местному производителю. И если новый президент хоть как-то сможет изменить благосостояние жителей Ахалкалаки, возможно, ему удастся опередить в рейтинге картофель.