В России вы продавшийся американским наймитам и грузинским фашистам госдеповский шпион. А в Грузии получается уже и кремлевский шпион?
Длинная история. Я родился в Беларуси, беларус. Я долго жил в Европе и учился, защищал свою докторскую. Поэтому часть моей жизни — это Советский Союз и Беларусь. Часть моей жизни – вторая треть – это Европа, в большей степени Германия. Где я учился и работал и в университете преподавал немного. Часть третья – это Соединенные Штаты, где я живу и работаю, занимаюсь политикой последние восемь-десять лет. Это третья часть, поэтому сказать кто я и откуда, тяжело. Паспорт до сих пор беларусский. В душе наполовину — беларус, наполовину – западный человек.
Как объяснить грузинскому зрителю, что вы не шпион или шпион?
Птицу можно судить по полету. Наверное, меня можно судить по делам. Посмотреть, где я работаю, что пишу. Можно посмотреть, что последние три-четыре года я с группой своих друзей-единомышленников участвовал практически во всех оппозиционных избирательных кампаниях против Путина. Против режима, за сменяемость власти. Можно посмотреть, что много лет я работал в Штатах, работал на интересных политиков, таких как Барак Хусейнович Обама, Берни Сандерс. Куча других прогрессивных и отчасти левацких людей. Можно посмотреть на то, что я сейчас делаю в Грузии. Это далеко не Кремль и не Госдеп. Это просто про нормальную вещь, про сменяемость власти. Про честность в избирательном процессе. Можно посмотреть, что я пишу. Что я говорю, я думаю, это лучше всего скажет о том, кто я.
Обидно было все это читать и слышать: посмотрите, Вашадзе набрал каких-то русских из Кремля?
Знаете, не обидно. Это часть профессии. Когда я приезжаю в Москву и работаю с оппозиционными политиками там, меня выставляют шпионом Госдепа, который хочет сделать Оранжевую революцию, как в Киеве. Приезжая, даже будете смеяться в Штаты, на меня тоже с подозрением смотрят, потому что человек, который говорит на четырех языках и ведет кампанию, то в Штатах, то в России, а тем более с этой истерией, которая сейчас между Россией и США… Тоже думают, вот странный какой-то человек, наверное, тоже шпион. Поэтому это часть работы. Когда я работаю в Москве, частью этой жизни является прослушка, слежка и аресты наших сотрудников. Это издержки профессии…
Для вас было неожиданным, что плакаты будут с Путиным и Вашадзе или вы это предвидели?
Отчасти да. Это часть политического танца, когда негативной рекламой пытаются компрометировать оппонентов. С другой стороны, я не ожидал, что это будет настолько темой. Это совершенно смешно и не мобилизует электорат. Более того, как-то обвинять бывшего сотрудника МИДа… Извините, у нас была Советский Союз. В рамках Советского Союза, любой дипломат был сотрудником МИДа. Точка. В рамках Советского Союза, любой член этого содружества имел русский паспорт, советский тогда да… От него Вашадзе отказался черт знает когда, ему это до сих пор вешают. Это очень слабая позиция. Нужно быть более конструктивным.
У двух главных кандидатов основная идея – это противопоставление друг другу. Программами не соревновались друг с другом.
Почему мы судим в жизни, по тому, что мы увидели, испытали, по тому жизненному опыту или то, что возможно будет. Никогда не берите на работу того, кто обещает как будет. Посмотрите, что он уже сделал. Тут две метрики: какой была Грузия все советской время и какой она стала. Были перегибы – были. Да, ради Бога, все люди и все ошибаются. Давайте посмотрим, что произошло за прошлые шесть лет. Сильно плохое правительство? Конечно, нет. Смотря с чем сравнивать, да? Если угол взгляда Российская Федерация, конечно, да ради бога, ангелы, наверное. А если сравнивать с тем, как было до этого кривая КПД не такая большая. А для такой маленькой страны, как Грузия стагнация хуже всего. Не забывайте, это единственный случай благополучной страны, которая смогла себя сделать. Политически и экономически. Оторваться от совковой орбиты. Стать примером перемен и демократии. Даже результаты выборов и второй тур, хороший пример и следствие демократии. Да, даже оппозиция может здесь выйти во второй тур. В России такого бы не было. Поэтому в этой маленькой стране вы просто обязаны, вы, как старший родитель, вы своим примером воспитываете другие страны. Украину, Беларусь, которые могли бы сделать этот рывок. Поэтому ответственность на вас и ваше правительство в десять раз больше. Вы должны оставаться хрестоматийным примером.
У вас не возникает вопрос как всего этого в политическом плане Грузия сумела добиться?
Вопрос отчасти в ментальности и в культуре, в духе свободы граждан. Почему беларусы и украинцы немного похожи и с Российской Федерацией очень схожи. Один народ, скажем… Но какие-то перемены, Оранжевая революция и Майдан в одной стране происходят, а в другой нет. Отчасти все замешано на культуре. Но большой вклад вносит безусловно государство, правительство. Посмотрите, какой была Польша и где она сейчас. Безусловно, она будет одной из лидирующих стран всего Евросоюза. Посмотрите, Балтийские страны. Все же все были в одной стартовой точке, после развала Совка. Прежде всего правительства, прежде всего реформаторы. Вам повезло, у вас был прогрессивный, очень сильный политик Саакашвили. Он сделал многое для этого. Я не хочу сказать, что без него никогда бы этого не случилось, но я хочу сказать, что в нужном месте вам повезло. Если бы был сейчас такой Саакашвили в России, поверьте, Россия была бы другой.
А вы понимаете и принимаете причины ненависти к нему населения?
Да, я понимаю. Прошло четыре месяца, я разобрался в этом, понимаю. Они где-то совершенно обоснованы. С одной стороны, они имеют нерациональную основу. С кем мы больше всего ссоримся, с близкими, с женами, друзьями, потому что эти люди более понятны. А коллегам, незнакомым мы улыбаемся. Так и здесь. Нерациональная причина, люди устали и это нормально. Власть должна меняться. С другой, было много косяков. Поэтому хорошо, что сменилась – это суть демократии. Но теперь будьте добры и сами меняться. Здесь, как в спорте сильный побеждает.
Кто вас пригласил принять участие в избирательной кампании?
Со стороны Национального движения, со стороны Михаила и его сторонников. Они меня пригласили. В первый раз я приехал еще в апреле, когда мы начали думать про избирательную кампанию. Как ее можно было построить. Я долго вживался в это, потому что было тяжело заниматься избирательной кампанией не понимая народ, не понимая в чем суть. Я много вчитывался. Я много разговаривал с людьми. Я месяцы пытался въехать, вжиться. Это важно — это часть моей работы. Это не просто приезжаю с восьми до двенадцати поработал и улетел. Чтобы быть эффективным, чтобы понять на каком языке разговаривать с людьми, особенно, когда ты не понимаешь язык. Я нанял репетитора, я начал учиться читать по-грузински. Я не умею говорить, но уже могу читать. Я проехал всю страну чтобы понимать много где был. Для меня это не просто работа, а часть того, во что я верю. Потому что для меня Грузия была и остается примером того, «кейсом» успешного государства, которое может быть успешным несмотря на сферы влияния США, России либо больших центробежных сил. А самим стать моделью и более того экспортировать эту модель, как программное обеспечение.