В Британии работает около 200 оперативников российской разведки, которые руководят еще 500 агентами спецслужб, говорится в новом докладе британского аналитического центра Henry Jackson Society. Эксперты ставят выводы доклада под сомнение.
Автор доклада — профессор Эндрю Фоксолл — дает эту информацию со ссылкой на осведомленные источники в разведсообществе Великобритании. По данным исследователя, уровень активности российских спецслужб в Британии сейчас существенно выше, чем в годы холодной войны.
«[Российские агенты] могут быть не в состоянии скрыть свою некомпетентность, но они многочисленны, хорошо финансируются и имеют зловещие намерения», — прокомментировал доклад бывший глава Комитета по делам разведки и безопасности Палаты общин британского парламента Малком Рифкинд.
Однако не все согласны с такой оценкой. Источники Русской службы Би-би-си, близкие к разведсообществу Британии, отметили, что «озвученные цифры вызывают желание относиться к этой информации с большой осторожностью».
Весной власти Великобритании выслали из страны 23 российских дипломата. В неофициальных беседах тогда отмечалось, что в Москву отправили всех ранее установленных офицеров российской разведки, действовавших под прикрытием посольства, но речь шла о десятках, а не о сотнях человек.
Слежка, паранойя и семечки
В докладе поясняется, что оценки неназванных собеседников HJS включают в себя всех сотрудников ФСБ, СВР и главное управление Генштаба (бывшее ГРУ), действующих в Британии.
В их число, по данным авторов доклада, входят:
- офицеры, которые не скрывают своей принадлежности к спецслужбам, работают в посольстве России и официально отвечают за связь с британскими коллегами по линии разведки;
- офицеры российских спецслужб, работающие в российском посольстве, торговом представительстве и других представительствах России в Британии, выдающие себя за обычных сотрудников этих ведомств, но на деле занимающиеся шпионажем;
- так называемые оперативники-нелегалы, использующие фальшивые личности и выдающие себя за коренных жителей Британии или уроженцев других западных стран;
- россияне, живущие в Британии по своим документам, но выполняющие задания российских властей;
- сотрудники разведки, ненадолго приезжающие в Британию по своим или подложным документам для проведения важных краткосрочных операций.
Ряд собеседников Фоксолла считает, что от четверти до половины русских экспатов в Британии — то есть до 75 тысяч человек — могут являться информаторами российских спецслужб.
Сам автор снабжает это утверждение ремаркой: «Возможно, это отражает уровень паранойи внутри русского сообщества [Британии]».
Упоминание о 150 тысячах россиян, живущих в Лондоне, также можно поставить под сомнение. Такую оценку численности русскоязычного сообщества в столице Британии дала в 2014 году газета Guardian.
Однако другие оценки гораздо скромнее. Согласно перепеси населения 2010-2011 года, во всей Великобритании проживало чуть менее 40 тысяч выходцев из России.
В 2016 году, по оценке Национальной статистической службы Великобритании, в Британии проживало около 66 тысяч русских.
Уминающийся в докладе сподвижник Алексея Навального бизнесмен Владимир Ашурков считает, что и число информаторов спецслужб среди российских экспатов ниже, чем оценивают источники HJS: не 25-50%, а около 5%.
Несколько человек сообщили HJS, что не раз замечали за собой слежку. Среди них — бывший лидер чеченских сепаратистов Ахмед Закаев, а также инвестор и активист Уильям Браудер.
Один из неназванных собеседников сказал, что люди, следившие за ним, даже не пытались не скрывать это. «Мужчины говорили по-русски и коротали время, грызя семечки», — отмечается в докладе.
Подводя итоги исследования, автор воздерживается от шуток.
«Убийства и попытки убийств попадают в центр общественного внимания, но это лишь вершина айсберга. Россия совершает широкий спектр действий, относящихся к так называемым активным мерам — подрывным политические методам ведения войны, изначально использовавшимся КГБ во время холодной войны. В их число входят и шпионы. И Великобритания кажется плохо подготовленной к тому, чтобы противостоять этому», — отмечает Фоксол.