Глава Росимущества и член попечительского совета Фонда кино Дмитрий Пристансков участвовал в принятии решений о господдержке проектов студии своей жены, утверждает «Трансперенси Интернешнл — Россия». Сам Пристансков считает, что смог избежать конфликта интересов.
Что обнаружила «Трансперенси Интернешнл»?
В 2016 году вышел фильм «Хороший мальчик», продюсерами которого были режиссер Федор Бондарчук и Анна Пескова. Пристанскова также называют продюсером этого фильма, хотя на сайте картины нет упоминания о его участия в этом проекте.
Пристансков упоминался как продюсер фильма в сообщениях СМИ и в соцсетях, посвященных кинокартине.
«Хороший мальчик» получил 35 млн рублей от министерства культуры России, а Фонд кино поддержал фильм в прокате. При этом Бондарчук входит в экспертный совет Фонда кино, пишет «Трансперенси Интернешнл».
У фонда есть попечительский совет, который принимает решение о выделении средств создателям фильмов. Экспертный совет фонда выдает рекомендации попечительскому совету о поддержке тех или иных картин, создатели которых обратились в Фонд кино за поддержкой.
В 2017 году Пристансков вошел в состав попечительского совета. В это время Фонд кино поддержал проект «Энский Робинзон», который представила студия «2Д Целлулоид». Пескова является соучредителем этой студии. Согласно данным системы ЕГРЮЛ, она владеет 30% уставного капитала компании.
Попечительский совет выделил деньги «Энскому Робинзону» на невозвратной основе. «Пристансков участвовал в заседании попечительского совета, хотя явно был заинтересован в поддержке этого проекта», — пишут эксперты «Трансперенси Интернешнл».
В 2018 году Пристансков снова участвовал в заседании попечительского совета, на котором обсуждался новый проект «Целлулоида» — фильм «Счастье мое». Картина также получила финансирование на безвозвратной основе.
Сколько именно денег Фонд кино выделил на «Энского Робинзона» и «Счастье мое», на сайте организации не указывается.
Дмитрий Пристансков начал карьеру в Санкт-Петербурге, где работал в прокуратуре, а затем в адвокатском бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (одним из основателей бюро является однокурсник Владимира Путина Николай Егоров, он руководил офисом бюро в Петербурге).
Собеседники газеты «Коммерсант» говорили, что именно эта работа и стала для молодого юриста трамплином для карьерного роста.
В 2005 году Пристансков стал помощником главы Росимущества, а затем и замглавы ведомства.
Пристансков представляет Росимущество в совете директоров киностудии им. Горького. С 2017 года входит в попечительский совет Фонда кино и в правительственный совет по развитию кинематографа.
«Трансперенси Интернешнл» считает, что участие Пристанскова в попечительском совете Фонда кино является конфликтом интересов, так как он мог голосовать за проекты студии своей жены.
Как указывает организация, он должен был сообщить о своей личной заинтересованности в правительство или минкульт России.
Пристансков передал Би-би-си через представителя, что никогда не выступал продюсером фильма «Хороший мальчик».
«Фильм создан кинокомпанией ООО «2Д Целлулоид» и продюсерами Василием Соловьевым, Юрием Храповым, Анной Песковой, Федором Бондарчуком и Дмитрием Рудовским. Насколько мне известно, кинокартина в 2016 году на условиях стопроцентной возвратности получила финансовую поддержку Фонда кино, при этом деньги были получены на прокат, а не на производство», — заявил он.
Пристансков подчеркнул, что в период создания фильма работал в компании «Норникель» и не был членом попечительского совета Фонда кино — как и на момент проката фильма.
В случае с двумя другими проектами кинокомпании «2Д Целлулоид» — «Энский Робинзон» и «Счастье мое» — он утверждает, что не принимал участие в голосовании на заседаниях попечительского совета Фонда кино по этим проектам.
«Всякий раз в подобных случаях я направлял в фонд соответствующие уведомления о конфликте интересов и, еще раз повторюсь, участие в голосованиях не принимал», — сообщил Пристансков Би-би-си.
Так был ли конфликт?
Пристансков утверждает, что во избежание аффилированности каждый член попечительского совета Фонда кино подает отдельное письменное уведомление с указанием проектов своей или аффилированной студии и не принимает участия в голосовании, что фиксируется в протоколе.
«Это стандартная практика, регламентированная внутренними актами фонда. В экспертный совет, сценарный совет, в попечительский совет фонда входят представители киноиндустрии, известные режиссеры и продюсеры, которые, в соответствии с правилами Фонда, не участвуют в голосованиях в случае возможности возникновения конфликта интересов», — рассказал Пристансков Би-би-си.
Что говорят в Фонде кино?
Когда у членов совета есть конфликт интересов, они не голосуют за эти проекты, возражает глава попечительского совета Фонда кино Владимир Толстой.
«Мы знаем обо всех конфликтах интересов, это зафиксировано. У других членов попечительского совета тоже есть конфликт интересов, и они просто не голосуют, когда он есть. Могут принимать участие в заседании, но не голосуют. Лоббизма никакого нет», — сказал Толстой Би-би-си.
Но «Трансперенси Интернешнл» утверждает, что Пристансков не имел права участвовать в рассмотрении и утверждении и проектов других кинокомпаний, поскольку они конкурируют с «Целуллоидом» и Art Pictures Studio за субсидии фонда.
Если Пристансков голосовал против каких-либо проектов, это тоже может быть рассмотрено как конфликт интересов — «при наличии заинтересованности есть возможность голосовать против других проектов, повышая вероятность поддержки «своих» проектов», говорится в материалах организации.
«Трансперенси Интернешнл» направила запрос в Генпрокуратуру России с просьбой проверить, заявлял ли Пристансков и другие члены попечительского совета о своих конфликтах интересов.
Организация отмечает, что в уставе Фонда кино вообще отсутствуют нормы о конфликте интересов.
Толстой заявил, что вопрос о конфликте интересов рассматривается «по умолчанию» и пока не было необходимости вносить какой-то регламент по этому поводу в устав совета.
Русская служба Би-би-си обратилась за комментариями в министерство культуры России.
Как работает Фонд кино?
Фонд кино — это государственная организация, которая занимается поддержкой российской киноиндустрии. Фонд получает бюджетное финансирование, которое распределяет между картинами, предназначенными для широкого проката.
В 2018 году фонд должен распределить между продюсерами 3 млрд рублей из федерального бюджета и больше 1 млрд собственных средств, писали «Ведомости».
Ранее фонд контролировался напрямую правительством, но в этом году часть полномочий передали министерству культуры. Теперь минкульт будет следить за тем, как фонд тратит деньги на производство и прокат кино.
На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства о назначении исполнительным директором фонда Вячеслава Тельнова, который ранее возглавлял Госфильмофонд России.
Фонд выделяет средства на поддержку фильмов на основе процедуры «питчинга» — киностудии представляют свои проекты попечительскому совету, после чего совет определяет, какие фильмы получат поддержку и в каком размере. Фонд кино никогда не называет суммы, которые получают конкретные картины.
В уставе фонда нет пункта, который запрещает называть сумму господдержки, выделенную фильмам. Но, как объяснил Би-би-си источник в фонде, организация перестала делать это после жалоб со стороны продюсеров.