Решение сервиса Airbnb о прекращении размещения объявлений от владельцев недвижимости из еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан вызвало возмущение Израиля.
Министр туризма Израиля Ярив Левин заявил, что правительство поддержит судебные иски жителей поселений в отношении американской фирмы.
Левин назвал ее решение дискриминирующим, позорным и убогим. Он призвал туриндустрию страны немедленно разработать меры, которые ограничат работу компании по всему Израилю.
Руководство сервиса по сдаче жилья в краткосрочную аренду объяснило свое решение тем, что поселения являются существенным элементом палестино-израильского конфликта.
В общей сложности сервис удалил около 200 объявлений. Палестинцы и сторонники создания независимого палестинского государства приветствовали решение компании.
По международным нормам, еврейские поселения на оккупированных Израилем территориях считаются незаконными, хотя сам Израиль с этим не согласен.
Правозащитная организация Human Rights Watch назвала решение Airbnb позитивным шагом и призвала другие туристические компании поступить аналогичным образом.
Airbnb неоднократно подвергалась критике со стороны руководителей палестинской автономии и правозащитников за то, что сервис позволяет снимать жилье на оккупированных Израилем территориях.
В свою очередь израильские власти и общественность раскритиковали решение фирмы.
Совет еврейских поселений Йеша заявил, что Airbnb превращается в политический интернет-сайт, а отказ от размещения объявлений стал результатом или антисемитизма, или капитуляции перед терроризмом, или обоих этих факторов.
Центр Симона Визенталя, занимающийся борьбой с антисемитизмом и историей Холокоста, призвал еврейскую общественность по всему миру бойкотировать Airbnb.
Поселения и мирный процесс
Вопрос поселений является одним из наиболее животрепещущих в конфликте между Израилем и палестинцами.
С момента оккупации Восточного Иерусалима и Западного берега реки Иордан на захваченных территориях было построено более 140 поселений, в которых проживает около 600 тыс. израильтян.
Палестинцы считают поселения одним из основных препятствий для мирного процесса, мешающим созданию полноценного палестинского государства.
Израиль утверждает, что подобные доводы — не более чем предлог не вести прямые мирные переговоры, а судьбу поселений нужно обсуждать в соответствии с условиями мирного договора, заключенного с палестинцами в 1993 году.
Еврейские поселения на оккупированных Израилем территориях — не единственные места, отключенные от услуг Airbnb.
На сайте компании сообщается, что Airbnb обязана выполнять международные правила, которые ограничивают возможность пользоваться сайтом жителями некоторых стран, из-за чего сервис недоступен в Крыму, в Иране, в Сирии и в Северной Корее.
В пресс-релизе компании говорится, что не существует однозначного мнения относительно того, следует ли компаниям вести бизнес на оккупированных территориях, на которые претендуют израильтяне и палестинцы.
Фирма также предложила свои принципы работы на любых оккупированных территориях.
«Ранее мы дали понять, что будем работать в этом районе, потому что это разрешено по закону […] С того времени мы много консультировались по этому вопросу с экспертами, включая тех, кто раскритиковал наше первоначальное решение […] Мы сформулировали свод принципов, с помощью которых мы будем анализировать объявления пользователей с оккупированных территорий», — говорится на сайте компании.
Оценивая подобные ситуации, Airbnb планирует:
- учитывать, что каждая ситуация уникальна и требует индивидуального подхода
- проводить консультации с экспертами и сообществом акционеров компании
- оценивать потенциальные риски для хозяев и гостей
- анализировать, не будет ли объявление способствовать чьим-то страданиям
- выявлять, не будут ли объявления, размещенные на оккупированных территориях, связаны с конфликтом в регионе
Все эти факторы, сообщает компания, повлияли на решение отказаться от предоставления услуг в еврейских поселениях на Западном берегу.
На момент написания статьи услуги компании были доступны на некоторых других оккупированных территориях, например, в Нагорном Карабахе, в Приднестровье, в Южной Осетии и районах на востоке Украины, подконтрольных пророссийским ДНР и ЛНР.