Известный театральный режиссер Эймунтас Някрошюс скончался в Литве. Его родственник, депутат парламента Литвы Арвидас Някрошюс, сообщил порталу DELFI, что режиссер умер скоропостижно в клинике Вильнюсского университета.
Постановки Някрошюса были непростыми, метафоричными, запутанными, образными. Он творил в духе символизма, по сути рассказывая со сцены не содержание литературного произведения, а слагая притчу.
21 ноября Някрошюсу исполнилось бы 66 лет.
Он родился в 1952 году в деревне Пажобрис в советской Литве. Закончил московский ГИТИС, в котором учился на режиссерском отделении под руководством известнейшего Андрея Гончарова. С театром была связана вся жизнь Някрошюса — он работал в целом ряде театров, стал учредителем театральной студии Meno fortas (Крепость искусства), ставил спектакли для театральных фестивалей.
Среди постановок Някрошюса самые разные произведения: от Чехова с Пушкиным до Гете и Ветхого завета. Его постановки всегда вызывали бурю эмоций — от чистого восторга до яркой неприязни.
New York Times писала о «Гамлете» Някрошюса: «Эмоции, которыми обуреваемы его персонажи, так же просты и понятны, как силы природы».
Свой в России
Някрошюса хорошо знали и любили в России. В Москве он ставил драмы «Вишневый сад», «Калигулу». В Большом театре идут поставленные им оперы — «Макбет» Верди и скандальные «Дети Розенталя» композитора Леонида Десятникова.
Спектакли Някрошюса всегда были узнаваемы. У него был свой особенный почерк, хотя само понятие «режиссерский театр» он не любил. Однажды сказал в интервью, что режиссура — профессия вторичная, производная: «Надо быть скромнее. Фундамент всего — литература, которая мне вообще кажется главным из искусств» .
«Умом Някрошюса не понять, аршином общим не измерить, вот только верить ему нельзя. Он говорил: «Давайте попробуем. Я не знаю, как это делать». На самом деле, он все знал», — сказал как-то о Някрошюсе народный артист России Алексей Петренко.