Российские таможенники не пропустили присланную из-за границы книгу журналистки Маши Гессен «Будущее — это история. Как тоталитаризм снова завоевал Россию». Как выяснила Би-би-си, это уже не первый случай, когда таможенная служба изымает печатную продукцию, несущую, по мнению российских властей, «потенциальный политический вред».
Маша Гессен — бывший главред ряда крупных российских изданий, экс-директор Русской службы «Радио Свобода», публицист и профессор политологии в Амхерстском колледже. С 2013 года она постоянно проживает в США, куда решила переехать из России в связи с многочисленными угрозами из-за ее деятельности в защиту сексуальных меньшинств.
Гессен — автор нескольких книг, посвященных России. В числе ее известных работ — книги «Человек без лица: невероятный взлёт Владимира Путина» и «Слова разрушат цемент: страсти Pussy Riot». В книге, которую не пропустили в Россию, автор рассказывает, как Россия постепенно обретала черты тоталитарного государства — от распада СССР, расстрела Белого дома в 1993 году и двух чеченских войн до прихода к власти Владимира Путина и убийства политика Бориса Немцова. В 2017 году книга была удостоена Национальной книжной премии США.
О запрете на ввоз в Россию книги Гессен сообщили издания «Коммерсант» и «Фонтанка» со ссылкой на адвоката Сергея Голубка.
Он рассказал, что приобрел печатную версию книги в интернет-магазине Amazon с доставкой DHL Express, однако изданием заинтересовались сотрудники Пулковского таможенного поста в Санкт-Петербурге.
- «Майн кампф», «Лолита» и «Госкомдурь». Кто и зачем запрещает книги?
- Фильм Гаспара Ноэ о «танцорах под кислотой» запретили в Ливане
Таможенники попросили адвоката написать письмо с гарантией, что книга не содержит призывов к экстремизму и терроризму, а после этого потребовали документально подтвердить право на «реализацию данного товара на территории Российской Федерации».
В итоге Голубок книгу так и не получил: 20 ноября таможня отправила ее на экспертизу.
Представители Пулковской таможни пояснили «Коммерсанту», что руководствуются законодательством Евразийского экономического союза.
В 2015 году коллегия ЕАЭС приняла решение запретить ввоз «печатных и аудиовизуальных материалов, содержащих информацию, которая может причинить вред политическим или экономическим интересам государств — членов союза, их государственной безопасности, здоровью и нравственности граждан».
Сама Маша Гессен в беседе с «Фонтанкой» назвала проверку ее книги «цензурой и глупостью».
Би-би-си попыталась найти печатную версию книги в российских интернет-магазинах. В итоге она нашлась только в списке товаров «Московского дома книги», однако на сайте указано, что «в данный момент товара нет в продаже».
При этом текст книги доступен в электронном виде сразу на нескольких интернет-порталах: его можно свободно скачать или прочитать в браузере.
Спорные карты
Русская служба Би-би-си выяснила, что за последние три года на российской таможне произошло как минимум два подобных случая. Оба были связаны с японскими изданиями.
В 2015 году Центральный районный суд Хабаровска рассматривал административное дело Хирофуми Араи — сотрудника японского института изучения экономики Северо-Восточной Азии.
Незадолго до суда Араи прибыл в Хабаровск из Пекина. Таможенники решили досмотреть его багаж и обнаружили папки с картами Дальнего Востока. На этих картах спорные острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и группа малых островов Хабомаи были географически отнесены к Японии.
Таможенная служба изъяла у исследователя папки, указав, что эта печатная продукция может нанести «вред политическим интересами России». Хирофуми Араи отпустили, но затем началась подготовка к административному суду.
Папки передали в местное управление ФСБ, где заказали экспертизу у «Дальневосточного аэрогеодезического предприятия». Там подтвердили: государственная граница России на карте искажена.
Однако этого оказалось недостаточно: отдельное заключение подготовили в Росреестре, где в качестве подтверждения принадлежности островов сослались на решения Ялтинской и Потсдамской конференций, а также на директиву верховного командующего союзных держав на Тихом океане Дугласа Макартура, принявшего капитуляцию Японии в 1945 году.
В итоге Центральный районный суд Хабаровска признал, что Хирофуми Араи совершил административное правонарушение, и постановил конфисковать у него папки. Сам японец на суд не приехал.
- Хэллоуин-тест: «Найди запрещенку». Как хорошо вы знаете российские запреты?
- Контрабанда унитазов, ирокезы с подгузниками и переезд, не выходя из дома: особенности жизни у границы
В 2016 году аналогичные проблемы возникли у гражданина Японии Ватанабэ Кензи (человек с таким же именем и фамилией значится профессором университета Хиросимы). Он прибыл в Южно-Курильск с девятью экземплярами брошюры «Разговорник для участников безвизовых обменов». Сам Кензи пояснил, что брошюры принадлежат «Ассоциации по вопросам северных территорий», которая помогает японцам посещать Курильские острова без виз.
В разговорнике также содержалась карта, на которой российские острова были обозначены японскими. Кроме того, были приведены японские названия спорных территорий. И текстовая, и визуальная информация «содержит сведения, наносящие вред политическим, экономическим интересам, а также государственной безопасности Российской Федерации», решил Южно-Сахалинский городской суд и постановил уничтожить брошюры.