Site icon SOVA

Культурная апроприация в моде: кого она по-настоящему задевает

104444565 getty top 1 Новости BBC

Сикхские тюрбаны, платья японских гейш, мексиканский День мёртвых — мировая моды ставит подобные этнические и национальные символы на поток. Но у подобной культурной апроприации теперь находится всё больше критиков. Из-за чего они переживают?

Джиджи Хадид в дредах для коллекции Марка Джейкобса, модели Gucci в сикхских тюрбанах, ангелы Victoria’s Secret в головных уборах индейцев. В индустрии моды многие ведущие дизайнеры столкнулись с обвинениями в культурной апроприации.

Критики считают, что присвоение символов материальной культуры различных этносов и народностей является плагиатом и лишает работы художников новизны и уникальности. Более того, утверждают эксперты, модные дома зачастую используют те или иные элементы одежды, не разобравшись в их значимости, не понимая культурного контекста, а просто стремясь заработать на внешнем виде.

В 2015 году дизайнера Изабель Марант обвинили в плагиате традиционного костюма мексиканской общины, через год в Gucci столкнулись с негативной реакцией на показ белых моделей в сикхских тюрбанах, а в 2017 году Vogue подвергся критике за съемку, в которой модель Карли Клосс была одета как гейша.

Всего месяц назад Vogue снова подвергся критике за присвоение чужой культуры после съёмки, показывающей модель Кендалл Дженнер с причёской «афро».

Теперь и модный дом Dior оскандалился с кампанией, в которой участвовала известная голливудская актриса Дженнифер Лоуренс.

Героинями диоровской кампании Cruise 2019 стали эскарамусас— «свободные и умелые наездницы» из Латинской Америки.

Некоторые пользователи в социальных сетях стали задавать бренду неловкие вопросы, усомнившись в том, что белокожая актриса должна играть мексиканку.

В «Инстаграме» дом моды обвинили в использовании «нашей культуры для вашей прибыли». Кто-то из комментаторов спросил, почему Dior не задействовал представителя этой культуры в рекламе. Но другие защищали дизайнеров словами: «Это не оскорбительно, а уважительно по отношению к латиноамериканской культуре».

В итоге дом Dior опубликовал изображения вместе с пояснениями о том, что они работали с восемью мексиканскими женщинами-фотографами в их родной стране ради последнего выпуска своего корпоративного журнала.

Дизайнер Джейн Келлок, которая работала с такими брендами, как Topshop, говорит, что она не считает, что дизайнеры намеренно копируют чужие культуры.

«Дизайн — это мешанина разных стилей, культур, идей, и вот что делает его интересным», — говорит она.

«Я правда думаю, что дизайнеры смотрят на другие культуры и думают: «Дай-ка украду», — полагает Джейн. Она считает, что дизайнеры должны выводить на подиум моделей разного социального и этнического происхождения.

«Иногда полезно давать прямую отсылку к исходной культуре, и можно делать это с помощью моделей», — добавляет ценительница трендов.

Но Джейн также добавляет, что сегодняшняя мода действительно страдает от культурной апроприации. Критик приводит в пример показ Gucci с тюрбанами на Неделе моды в Милане в феврале этого года.

«Дома мод должны быть более открытыми к разнообразию и чуткими к контексту, а сейчас с этим у них проблема. Большая проблема», — добавляет Келлок.

«Они скорее предпочтут использовать знаменитость для привлечения внимания, чем обратиться к первоисточнику фэшн-образа», — резюмирует Джейн.

Преподаватель культурных и исторических исследований Лондонского колледжа моды Серкан Делидже давно занимается вопросами культурной апроприации в мире моды.

Он говорит, что модельеров часто обвиняют в присвоении чужого культурного наследия из-за скорости развития модной индустрии.

«В большинстве случаев, к сожалению, дизайнеры даже не успевают исследовать и понять иную культуру», — замечает доктор Делидже.

Вопрос, который часто возникает при упоминании культурной апроприации: «Но ведь люди иного цвета кожи носят одежду, созданную белыми»?

В 2016 году дизайнер Марк Джейкобс похожим образом оправдывал своё решение выпустить на подиум белых моделей с дредами.

«Забавно, что вы не критикуете небелых женщин за цвет за выпрямление волос», — написал тогда модельер.

Как замечает Делидже, культурная апроприация происходит только тогда, когда между различными культурами существует неравенство возможностей.

«Мы всё ещё живем в мире, где белые люди и их институции намного влиятельнее темнокожих людей. Таким образом, [случай темнокожей женщины с выпрямленными волосами] не присвоение культуры, потому что апроприация подразумевает, что более мощная культура использует менее мощную культуру», — замечает Серкан.

Что делать дизайнерам?

«Я не уверена, что присвоение другой культуры когда-нибудь исчезнет как явление, но нам нужно продолжать говорить о нём», — говорит Джейн Келлок. «Возможно, модельеры все больше понимают смысл подобной критики в их адрес, и это хорошо», — добавляет она.

Делидже полагает, что дизайнеры должны убедиться, что люди из культуры, которой вдохновляются творцы моды, должны принимать участие в производстве соответствующей одежды.

«Это единственно верное решение. Другими словами, если вы проводите модный показ, вам нужно задействовать в его подготовке жителей региона, культурой которого вы вдохновлялись», — резюмирует исследовательница мод.

Би-би-си отправила запросы в ряд модных домов и ждёт их комментариев.

Exit mobile version