Тбилисский городской суд избрал меру пресечения в виде предварительного заключения под стражу в отношении всех шестерых граждан Украины и одного гражданина Грузии, задержанных в ходе спецоперации в столице 2 декабря. Таким образом, судебная инстанция полностью удовлетворила требование прокуратуры и отклонило просьбу защиты об освобождении фигурантов дела о незаконном приобретении/хранении оружия под залог в размере пяти тысяч лари (около 1,8 тысяч долларов).
Тем временем, в деле по-прежнему остается много вопросов. В частности, связана ли спецоперация в Тбилиси с политическими процессами в стране. В правительстве четкого ответа не дают. Как заявил глава МВД Георгий Гахария, «мы взвешиваем каждый шаг и каждое слово».
«Конечно, есть такие подозрения исходя из их же [задержанных] заявлений, которые они сделали, в том числе во время допросов, исходя из их визитов на разные акции, в том числе в Тбилиси. Такие подозрения есть, но сегодня это только подозрения».
По словам министра внутренних дел, учитывая сенситивность темы – из-за возможного наличия политического контекста и гражданства фигурантов дела – следствие будет очень осторожно в своим заявлениях. При этом он добавил, что расследование ведется совместно со Службой государственной безопасности.
По данным МВД, граждане Украины прибыли в Тбилиси 27 ноября – накануне второго тура президентских выборов. Следствие назвало только инициалы задержанных, но находящийся в Тбилиси народный депутат Верховной Рады от партии «Самопомощь», экс-командир батальона «Донбасс» Семен Семенченко перечислил их имена: Игорь Орленко, Юрий Коростылев, Александр Новиков, Сергей Кладько, Дмитрий Курагин, Роланд Мелия и Лука Чхетия.
По словам Семенченко, часть из них – добровольцы «Донбасса», приехавшие в Грузию для того, чтобы встретиться с побратимами. При этом 4 декабря парламентарий заявил, что они – не военные. Ранее на своей страничке в Facebook он написал, что украинцы не имеют никакого отношения к митингу Объединенной оппозиции, прошедшему в Тбилиси 2 декабря. Сам депутат прибыл в столицу Грузии в качестве наблюдателя на выборах.
Член Верховной Рады призвал грузин задуматься, как несколько человек с ржавым пистолетом, который, по его словам, был подброшен, могут устроить революцию. Семенченко надеется, что это не провокация МВД, а оружие подбросил кто-то другой, поскольку он не хочет видеть, что и в Грузии есть метастазы российской пропаганды и ФСБ.
Адвокат задержанных Георгий Ростомашвили заявляет, что у следствия нет улик против его подзащитных. По его словам, спецоперация прошла на основании полученной «невнятной оперативной сводки». Он также утверждает, что изъятое оружие задержанным не принадлежит.
«Они пользуются правом хранить молчание, вину не признают», — отметил Ростомашвили. После того, как суд озвучил свое решение, адвокат сообщил, что все семеро в знак протеста объявили о начале голодовки.
Между тем, оказавшийся среди задержанных гражданин Грузии Лука Чхетия на суде, рассматривавшем меру пресечения, заявил, что скрываться от правосудия не намерен: «Вместе со своими украинскими друзьями я хочу доказать правду. Я сдам паспорт, подчинюсь любым решениям». Остальные задержанные также заявили о готовности сдать документы.
Сторона обвинения, тем временем, потребовала ареста всех семерых задержанных, поскольку, как выразился прокурор Васил Самхарадзе, есть риск, что они предпримут попытку скрыться от следствия, совершить новое преступление и помешать поиску улик. Расследование ведется по 3-му и 6-му пунктам статьи 236 УК Грузии – противоправные неоднократно приобретение, хранение, ношение, изготовление, перевозка, пересылка или сбыт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.