«Настоящий дизайнер никогда и ни в чем не должен себя ограничивать». Долгие годы для Звиада Циколия этот девиз был главным. Именно поэтому за более чем 30-летнюю карьеру он успел попробовать себя в разных сферах. Портфолио известного грузинского дизайнера включает в себя и сотрудничество с известными автомобильными компаниями, и написание архитектурных проектов, и создание дизайнов интерьера, одежды, часов и сувениров, и даже проектирование бронемашин и самолетов.
А все начиналось с увлечения, родившегося на занятиях юных техников в Лаборатории транспортного дизайна. Большое влияние на творческое становление оказали и родители. Отец – режиссер Валериан Циколия, и мать – актриса Медея Бухрадзе, с детства прививали сыну любовь к творчеству. Одним из решающих эпизодов, обусловивших выбор Звиадом будущей профессии, стал совет учителя со станции юных техников: он порекомендовал родителям раскрыть дизайнерский потенциал мальчика. Затем были разные конкурсы и призовые места. Переломным же моментом в карьере Звиада Циколия стало участие в 1987 году в выставке на ВДНХ в Москве, где за дизайн трейлера он получил бронзовую медаль.
«В детстве невозможно знать, в какой профессии ты будешь работать в будущем. Большое влияние на меня оказали занятия на станции юных техников. Я очень полюбил это дело и хотел им заниматься. Хотя впервые слово «дизайн» и что оно значит я узнал только в 1987 году», — вспоминает Звиад Циколия.
Признание грузинскому дизайнеру принесло сотрудничество с известными автомобильными компаниями Bugatti и Peugeot. В его портфолио есть и такие успешные работы, как создание эксклюзивного проекта Rolls Royce-coupe для британского коллекционера, разработка экстерьера и интерьера для французского автопроизводителя… Работы Циколия публиковались в Auto&Design, Auto Bild, Auto Review, Super Cars, GQ и других известных изданиях.
Но Звиад Циколия не привык останавливаться на достигнутом и пробует себя в дизайне часов. Его компания изначально называлась UNIQ, но когда создатель бренда добился признания, на часах появилась надпись Tsikolia. Часы производятся в Швейцарии, их стоимость варьируется от 700 до 1 500 лари. Как признается сам дизайнер, он бы очень хотел, чтобы вместо Swiss made на них было написано Made in Georgia.
«Я бы хотел приобрести оборудование, которое позволит производить часы в Грузии. Сейчас я взвешиваю все за и против, так как одна из главных составляющих – финансовая. Это оборудование стоит очень дорого. А работа комплексная, поэтому сначала будет необходимо отправлять людей в Швейцарию, чтобы они прошли там обучение, а уже потом нанимать их в Грузии», — объясняет Звиад Циколия.
Предметом особой гордости для дизайнера стала разработка проекта грузинской бронемашины «Дидгори». «Я горжусь всеми своими проектами, но этим – в особенности, поскольку он создавался для моей страны, для защиты моих соотечественников. И думаю, это был серьезный вызов, потому что я никогда таким не занимался. И что самое главное, мне дали полную свободу, и это отразилось в моих проектах», — рассказывает Циколия.
Подтверждением тому, что дизайн удался, стала победа в тендере, объявленном в Саудовской Аравии, где грузинская модель обошла в финале даже американскую технику.
Звиад Циколия уверен: успех может гарантировать только любовь к своему делу. Именно поэтому в последние годы он берет меньше коммерческих заказов, уделяя 80% своего рабочего времени личным проектам.
Одним из успешных некоммерческих проектов стало создание самолета. Идея родилась во время встречи дизайнера с другом, где они поделились друг с другом мыслями о любви к авиации. «Уже на второй день я принялся за работу. А когда начинаешь что-то делать, надо довести это до конца, нельзя останавливаться на полпути. Барьеров было очень много, был даже момент, когда я пожалел, что взялся за этот проект, но руки опускать было уже очень поздно. И итоге все завершилось успешно», — говорит дизайнер.
По его словам, главные принципы, которыми должен руководствоваться любой автор Tsikolia Design, – это фундаментальность и логика: «Без логики не возможен ни один проект, так как это основа основ». Для самого Звиада Циколия источником вдохновения может стать что угодно: флора, фауна, люди и даже предметы быта. Но чаще всего его вдохновляют животные.
— Творческие личности иногда сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие вдохновения. Что вы делаете в такие моменты?
— Да, иногда бывает, что у тебя совсем пусто в голове. Поэтому в такие моменты я отдыхаю или, если есть возможность поехать куда-то или посетить музей, стараюсь так поступить. Это меня очень здорово вдохновляет. Особенно, когда я посещаю музеи, в первую очередь, технического направления.
— Вы успели поработать в разных сферах дизайна. Какая из них и почему вам интереснее и ближе?
— У всех видов дизайна все равно одна база. Я всегда привожу такой пример: если пианист скажет вам, что может играть только джаз или классику, какое у вас будет представление об этом пианисте? Так же и в дизайне: если у тебя есть какая-то база, то для тебя не будет проблем вникнуть в любой вид. Для меня интересно все, я попробовал себя и в рекламе, и в графическом дизайне, и в транспортном, архитектурном и даже в дизайне интерьера и мебели. Мне все это интересно, поскольку, когда я создаю проект, несмотря на свой опыт, все равно открываю для себя что-то новое. Заниматься чем-то новым – особенно приятно. Сейчас я начал создавать обувь. Пока я только разбираюсь в нюансах и вникаю во все тонкости, но начинать что-то с ноля – это всегда интересно.
— Вы говорили, что в последнее время среди ваших проектов больше некоммерческих. Какой проект был последним?
— Сейчас я начал создавать новые сувениры. Я часто слышал слова сожаления от туристов, что в Грузии сложно найти интересные и оригинальные сувениры, и у меня родилась такая идея. И она оправдала себя, в том числе коммерчески: многие хотят приобрести сувениры, некоторые компании заказывают их оптом. Так что в этом проекте для меня соединилось приятное с полезным.
— Как человек, обучающий молодое поколение дизайну, как вы относитесь к тенденции, когда многие из них предпочитают продолжить работу за границей?
— Проблема в производстве. У нас нет производства, а дизайн без производства – это вообще ноль. Это как бассейн без воды. За границей больше производства, там производят много продукции, там все очень быстро меняется, а здесь – нет. Максимум, что ты делаешь, – это графический дизайн, этикетки для вина, плакаты… В этом-то и проблема, ведь каждый человек старается реализовать себя. И если тебе не дается такая возможность на какой-то конкретной территории – не имеет значения, как она называется – ты должен реализовать себя в другом месте. Поэтому они и уезжают. Раньше у нас было много производства, но, к сожалению, его разрушили, все пошло на металлолом и на быстрые деньги.
— А вы никогда не задумывались над тем, чтобы вновь уехать за границу и продолжить карьеру там?
— Если честно, я и сейчас об этом думаю. Несмотря на то, что я много работал за границей и у меня было там немало успешных проектов (многие могли даже позавидовать моему положению), я вернулся в Грузию, хотел что-то изменить здесь. Но сейчас я все-таки думаю, что надо ехать за границу, поскольку я не понимаю, в какую сторону движется наша страна.
— Можете дать совет молодым дизайнерам?
— Не ограничивайте себя! Все ограничения диктуются нашим мозгом. И если себя от этого освободиться, можно творить и создавать очень хорошие проекты. Человек не должен себя ограничивать, тем более дизайнер, ведь он в ответе за прогрессивный мир. Ведь это дизайнер помогает людям жить красиво и свободно.
В конце нашей беседы Звиад Циколия признался, что сегодня его главной творческой мечтой является открытие Центра дизайна и прототипирования, который бы выпускал 20-25 квалифицированных специалистов в год. Это поможет и молодому поколению в получении навыков, и Грузии в получении подготовленных кадров, уверен дизайнер.