Бывший личный юрист Дональда Трампа Майкл Коэн приговорен в общей сложности к трем годам тюрьмы за нарушение избирательного законодательства и ложь конгрессу. Как установил суд, Коэн расплатился деньгами, предназначенными для кампании Трампа, за молчание двух женщин, которые говорили о своих близких отношениях с Трампом.
Адвокат обвиняемого Гай Петрилло сказал в суде, что его подзащитному «не повезло работать с Трампом». Петрилло также добавил, что Коэну хотелось бы сотрудничать со следствием, но он «с подозрением относится к долгосрочной сделке со следствием» и хотел бы «скрыть себя и свою семью от света телекамер».
52-летний Коэн стал первым человеком из команды Трампа, который получил столь длительный срок в связи с расследованием вмешательства России в американские выборы 2016 года. Расследование ведет спецпрокурор Роберт Мюллер.
Майкл Коэн приехал в суд с семьей, дочерью и сыном. На вопросы журналистов, заходя в здание суда, он отвечать не стал. Судья Уильям Поули, известный своим жестким отношением к обвиняемым из среды «белых воротничков», приговорил Коэна к трем годам, а также назначил ему штраф.
Сторона обвинения, которую на процессе представлял прокурор южного округа Нью-Йорка, просила для бывшего юриста Трампа «существенный» тюремный срок, мотивируя это тем, что решение Коэна признать себя виновным «не делает его героем». Коэн просил не назначать ему наказание, связанное с лишением свободы. Он мотивировал это тем, что признал свою вину и сотрудничал со следователями из команды Мюллера.
В чем суть обвинений?
В 2016 году Коэн помог организовать выплаты порноактрисе Сторми Дэниелс и модели Карен Макдугал, чтобы они молчали о своих интимных связях с тогда еще кандидатом в президенты США Дональдом Трампом.
Коэн, который ранее говорил, что готов «получить пулю» за Трампа и работал на него 12 лет качестве доверенного лица по самым деликатным вопросам, признал свою вину в незаконных выплатах. Кроме того, он рассказал, что Трамп давал ему указания в этом процессе. В ответ президент заявил, что его бывший юрист лжет, чтобы получить меньший срок. Он также посоветовал никому не нанимать Майкла Коэна, если требуется хороший юрист.
Дэниелс, по словам Коэна, получила от него в 2016 году 130 тысяч долларов за молчание о связи с Трампом, которая была у них десятью годами ранее. А Коэн затем получил от компании Трампа, в которой работал юристом, 420 тысяч долларов компенсации.
Второй женщине — бывшей модели журнала Playboy Карен Магдугал — юрист, по его собственному признанию, в 2016 году собирался заплатить за молчание о связи с Трампом 120 тысяч долларов через собственную компанию. Эта сделка, впрочем, не так и не состоялась.
Поскольку информация, которую женщины собирались раскрыть, могла оказать влияние на результаты президентских выборов, прокуратура посчитала сделку с Дэниелс косвенным финансированием кампании. При этом частное пожертвование на кампанию, по американским законам, не может превышать 2700 долларов.
Опасность этого обвинения для Трампа в том, что он, по версии обвинения, знал о незаконных выплатах женщинам. А значит, так же как и Коэн, нарушил закон.
Где российское вмешательство?
Еще один эпизод, по которому приговорили Коэна, связан с тем, что он готовил поездку Трампа в Россию и строительство «Трамп-тауэр» в Москве, но пытался скрыть эту информацию от следствия.
Коэн в конце ноября признался, что в 2017 году солгал сенатскому комитету по вопросам разведки об отсутствии у Трампа планов строить небоскреб в российской столице. Впоследствии выяснилось, что юрист во время президентской кампании в США в 2016 году пытался предложить этот проект Кремлю через пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. С Песковым ему поговорить так и не удалось, но он общался с его помощниками — и по телефону, и по электронной почте. «Трамп-тауэр» в Москве так и не построили.
Кроме того, выяснилось, что Коэн обсуждал с Трампом и возможную поездку тогда еще кандидата в президенты в Россию на встречу с Владимиром Путиным. Эта поездка тоже так и не состоялась. Обвинение же связано именно с тем, что Коэн на слушаниях в сенате солгал об отсутствии у штаба Трампа намерений поехать в Москву.
Опасность для Трампа состоит еще и в том, что Коэн, как следует из меморандума Мюллера, предоставил «актуальную и правдивую» информацию, которая должна помочь следствию по делу о российском вмешательстве. Помимо того, что он рассказал о контактах с людьми из России во время кампании 2016 года и попытках россиян выйти на штаб Трампа, Коэн еще и признался в том, что контактировал с людьми, связанными с Белым домом в 2017-2018 годах. На тот момент он уже находился под следствием.
Коэн — первый человек из ближайшего круга Трампа, оказавшийся в тюрьме по делу о российском вмешательстве в американские выборы 2016 года. Остальные обвиняемые, в частности, экс-начальник штаба Трампа Пол Манафорт, юрист кампании Джордж Пападопулос и экс-советник по нацбезопасности Майкл Флинн, настолько близки к Трампу не были.