Несмотря на падение биткойна, бывшая советская республика Грузия все еще делает ставку на него. Налоговые льготы и дешевая энергия стимулировали майнинг криптовалют в стране, которая хочет стать лидером в области цифровых технологий, пишет американская газета The New York Times.
«В течение трех лет склад без окон на окраине города тратил энергии, которой хватило бы на обеспечение почти 50 000 домов. День и ночь десятки контейнеров генерируют биткойн – криптовалюту, которая создала виртуальную золотую лихорадку в бывшей советской республике Грузии».
Bitfury – американская технологическая компания, добывающая цифровые деньги на миллионы долларов, используя сверхдешевые гидроэлектростанции, подпитываемые водами с вулканических вершин Кавказа, пишет издание. Несмотря на то, что валюта обесценилась, тысячи грузин включились в гонку, продав свои машины и даже коров, чтобы купить мощные компьютеры для добычи биткойнов.
Бывший премьер-министр страны поддержал Bitfury, выделив 10 миллионов долларов в 2015 году. Правящая партия «Грузинская мечта» продала 45 акров за 1 доллар, чтобы Bitfury открыла дело. Правительство продает энергию за цену, вдвое меньше, чем в США или Европе, и оно создало беспошлинные зоны для привлечения технически подкованных предпринимателей.
Страна с населением 3,7 миллионов человек теперь почти 10% своей электроэнергии тратит на майнинг. В последние годы Грузия потребляла так много электричества, что Всемирный банк назвал ее одной из самых активных зон криптовалюты в мире.
Но автор New York Times предвещает проблемы, ведь после взлета цен на биткойн, соблазнившего инвесторов по всему миру делать ставку на криптовалюты, теперь стремительно падает. Большинство компаний, как правило, теряют деньги, когда затраты на электроэнергию превышают доходы от добычи биткойна. Крупнейшая майнинг-компания – китайская Bitmain – позакрывала офисы и уволила работников. На прошлой неделе Bitfury объявила об увольнениях на предприятии в Канаде.
В Грузии, однако, дела могут обстоять иначе. «Цифровая трансформация экономики – наш высший приоритет, — сказал министр экономики Георгий Кобулия. — Мы поддерживаем это любыми возможными способами».
Грузия создала «свободные экономические зоны», где майнинг и электричество были освобождены от налогов, пишет издание. Когда биткойн и другие криптовалюты обменивались на доллары или фунты, Грузия расценивала это как экспорт, освобожденный от налога на добавленную стоимость.
«Ходят слухи, что Бидзина Иванишвили, бывший премьер-министр партии «Грузинская мечта» и самый богатый олигарх страны, был тайным бенефициаром цифрового эксперимента. Он предоставил Bitfury кредит в размере 10 миллионов долларов через свой инвестиционный фонд, когда вице-президент Bitfury Георгий Киквадзе числился в его инвестиционном совете».
Когда компания появилась в Грузию, один биткойн стоил около 350 долларов. Затем цена взлетела почти до 20 000, но позже устремилась вниз. New York Times при этом отмечает, что такие крупные игроки, как Bitfury, пока могут продолжить работу, но мелкие предприятия – гораздо более уязвимы.
В регионах страны в гаражах и подвалах люди установили майнинг-компьютеры, чтобы свести концы с концами. Американское издание рассказало и о 35-летнем Георгии Кирвалидзе, присоединившимся к общей тенденции. Бывший владелец небольшой интернет-фирмы в городе Кварели в винодельческом регионе Грузии утверждает, что около половины домашних хозяйств городка занимаются майнингом.
«Большинство людей думали, что высокие цены сохранятся навечно», — говорит Кирвалидзе, которому удалось добыть 20 биткойнов. По его словам, даже обычные фермеры стали добывать криптовалюту: «В какой-то момент это было выгоднее, чем держать корову». Но «теперь это точно не так».
Между тем, в адрес Bitfury слышна и критика. Вахтанг Гогохия – исполнительный директор «Золотого руна», небольшого стартапа по криптомайнингу – заявил New York Times, что добывает около 10 биткойнов в месяц, используя один мегаватт энергии. Этого достаточно для освещения 1000 домов. В компании Bitfury же утверждают, что потребляет около 45 мегаватт энергии. Гогохия считает, что в действительности больше.
Критики обвиняют правительство грабеже налогоплательщиков, которых заставляют расплачиваться за компании с хорошими связями. Депутат от оппозиционной «Европейской Грузии» Зураб Чиаберашвили утверждает, что щедрость правительства по отношению к Bitfury лишила грузин миллионов налоговых поступлений. «Здесь огромный конфликт интересов», — говорит депутат.
Главный представитель Bitfury в Грузии Реми Урумашвили, однако, с обвинениями не согласен. «Когда у вас есть билет, который позволит попасть на карту мира, вы должны им воспользоваться», — считает он.
Министр Кобулия, между тем, размышляет: «Грузия интересна для майнеров криптовалют. Но будет ли это основным источником нашего экономического роста? Возможно, нет».