Лия с мужем и детьми прожила на территории России восемь лет. Как и многие другие жители развалившегося Советского Союза, семья Шиошвили отправилась в соседнюю страну за заработком и лучшей жизнью.
«За годы жизни в России мы периодически приезжали в Грузию. Муж работал, а я воспитывала детей. Естественно, мы знали, что вернемся на родину, и никогда не планировали оставаться в России на всю жизнь. Но не думали, что придется возвращаться домой таким кошмарным путем».
Семья Шиошвили оказалась в числе примерно 4,6 тысяч грузин, которых российские власти осенью 2006 года депортировали из страны. По заключению Европейского суда по правам человека, Москва нарушила несколько статей Европейской конвенции о правах человека. Среди них: статья 4 – запрет на коллективную высылку иностранцев, пункт 1 статьи 5 – незаконное лишение свободы, и статья 3 – бесчеловечное и унижающее достоинство содержание под стражей.
В конце октября 2006 года в дверь съемной квартиры семьи Шиошвили постучались представители миграционной службы. Им сказали, что необходимо покинуть страну за две недели. Но сделать это было практически невозможно.
«Нам никто не предоставил билетов, а при депортации должны были это сделать. Пришлось самим покупать билеты в Баку. Оттуда мы собирались отправиться на автобусе в Грузию. Но по дороге нас высадили в Дагестане. Отобрали все вещи и деньги», — вспоминает Лия.
Даже спустя 13 лет женщине тяжело говорить о событиях той холодной осени. Впрочем, за все время беседы с нами Лия ни разу не всплакнула. Говорит, все слезы выплакала после пережитых в дагестанском лесу часов.
Лия вспоминает: ее беременность не стала привилегией – ни те, кто выдворял ее из России, ни те, кто высаживал из автобуса, не стали считаться с положением женщины.
Те дни сплотили грузин. Они помогали друг другу, чем могли. Лия говорит, что, возможно, помощь незнакомых соотечественников спасла ее старших детей от голода и смерти в ту ночь в дагестанском лесу. После была попытка пересечь границу с Азербайджаном, задержание и содержание под стражей в течение двух недель. Покинуть территорию России группе удалось только после прибытия в регион грузинского консула.
По возвращению в родное село Джимити, в регионе Кахети, семью Шиошвили ждало еще одно потрясение: у Лии в срок начались роды, но девочка оказалась мертвой.
Грузия подала жалобу на действия России в ЕСПЧ 25 марта 2007 года. Семья Шиошвили в мае того же года направила прошение в Страсбург в индивидуальном порядке. Адвокат Николоз Легашвили по личной инициативе заинтересовался этим случаем. Спустя 10 лет ему удалось выиграть дело под названием: «Шиошвили и остальные против России».
В июле 2017 года на счет Лии Шиошвили поступила сумма в размере 30 тысяч евро – за моральный ущерб, нанесенный ей в результате противоправных действий российских властей.
«Я была в банке по делам, когда мне сообщили, что на моем счету уже две недели лежат 30 тысяч евро. Я не могла поверить, что нам удалось добиться своего. 10 лет борьбы за справедливость не прошли впустую. Наш адвокат за эти годы ни разу не взял с меня денег».
Коллективная депортация 2006 года стала одной из важных вех в истории российско-грузинских отношений. Вернее, в истории их ухудшения. Решению Москвы предшествовал грандиозный шпионский скандал: в Грузии арестовали граждан России, которые, как сообщалось, были сотрудниками ГРУ. Последовавшее массовое выдворение граждан Грузии в Тбилиси расценили исключительно как попытку Кремля наказать соседа за демонстративную высылку шпионов.
Дело Шиошвили было первым случаем, когда Москва выплатила компенсацию за свои действия в отношении грузинских граждан. Компенсацию другим пострадавшим Страсбургский суд назначил 31 января 2019 года. Общая сумма составила невероятные 10 миллионов евро. В течение трех месяцев деньги должны поступить из России в Грузии, а впоследствии, за 18 месяцев, Тбилиси обязан распределить их между пострадавшими – а их около 1,5 тысячи человек.
Согласно постановлению ЕСПЧ, по 2 тысячи евро получат лица, в отношении которых была нарушена статья 4 – коллективная депортация. От 10 до 15 тысяч евро – те, кто стал жертвой нарушения статьи 5 о незаконном лишении свободы, и статьи 3 – о бесчеловечных и унижающих достоинство условиях содержания под стражей Европейской конвенции о защите прав человека.
Лия Шиошвили не знает, получит ли ее семья еще одну компенсацию. Женщина говорит, что добивается ответа на вопрос: есть ли она и ее дети в списке лиц, которым Москва должна выплатить деньги? Обоснованием женщина считает документ, в котором, вопреки запрету на депортацию несовершеннолетних, приведены имена ее детей, подлежащих высылке из России.