Большой скандал в большом спорте. Самый успешный для Грузии вид спорта, который принес стране не одну золотую медаль на мировых первенствах, испытывает глубокий кризис. Хатиа Хасаиа побеседовала с главным героем скандала вокруг Национальной федерации борьбы.
Кадры с Чемпионата Грузии по греко-римской борьбе показали: возможно, все, что у вас ассоциируется со спортом, не имеет ничего общего с деятельностью Национальной федерации борьбы.
Несколько секунд замедленной съемки свидетельствуют о насилии, травле и просто неджентльменских отношениях внутри Федерации. Президент Гега Гегешидзе бьет тупым металлическим предметом двукратного чемпиона Европы по голове. По лицу Зураба Датунашвили стекает кровь.
Уже почти месяц эта история все никак не разрешится. Полиция усмотрела в действиях Гегшидзе правонарушение; он проходил по статье 126 Уголовного кодекса Грузии – «насилие», предусматривающей лишение свободы сроком от года до трех лет. Впрочем, фигуранта дела отпустили под залог в 5 000 лари (менее 2000 долларов). При этом он сохранил пост президента.
7 февраля Гегешидзе вызвали в парламент, к председателю спортивного комитета Михаилу Кавелашвили. После встречи он заявил, что президиуму федерации предстоит рассмотреть несколько вопросов, в том числе как его возможную отставку, так и возможную дисквалификацию Датунашвили. «Я, конечно, сожалею о случившемся», — добавил Гегешидзе, призвав «прекратить склоки». Ранее президент заявлял, что с его уходом федерация развалится.
Датунашвили такой расклад категорически не устраивает. Чемпион не намерен возвращаться в Федерацию при президенте Гегешидзе.
После конфликта с главой Национальной федерации борьбы Датунашвили заговорил о главных проблемах спортивного объединения: коррупции и нездоровой атмосфере для спортсменов.
«Добиться успеха своим талантом в таких условиях очень сложно. Если ты не разделяешь мнения Федерации и ее тренеров, а высказываешь противоположную точку зрения, возможно, даже более правильную, то тебя могут внести в «черный список». Как они, собственно, поступили со мной».
Под «черным списком» подразумевают случай, когда Датунашвили пришлось пропустить Чемпионат мира. Спортсмен утверждает, что ему не давали выступать на международных турнирах из-за его критической позиции, озвученной от лица капитана сборной. Его мнение, рассказывает Датунашвили, не всегда совпадало с мнением руководства, которое, к примеру, хотело отправить на первенство «своего» борца.
Предвзятое отношение и продвижение «своих» — далеко не единственная проблема, считает Датунашвили. По его словам, руководство вынуждает успешных спортсменов сменять своих личных тренеров или назначать вторыми тренерами людей из Федерации. А после победы боцам приходится делиться с ними премиальными.
Датунашвили также недоволен судейской системой:
«Есть и объективные судьи, но конкретно в моей ситуации (инцидент на Чемпионате Грузии 11 января, — прим. СОВЫ) я знал, что у судей будет заранее поставленная задача — не дать мне выиграть. И я уверен, что это и постарались сделать судьи. А что касается тренеров, то они делают и говорят то, что диктует им Федерация. У них нет собственного мнения. Это все одна взаимосвязанная система».
Датунашвили стал первым, кто открыто заявил о проблемах в Федерации.
«Многие другие борцы поддерживают меня. Но многие боятся, что если будут на виду, то с ними произойдет то же, что и со мной. Я думаю, именно поэтому они не говорят правды».
Не говорить лишнего руководство пыталось призвать и самого Датунашвили, подослав к нему священника. Тот обещал чемпиону привилегии и все «так, как хочет он». Но спортсмен говорит, что объявил войну как раз этой системе.
Инцидент с президентом, считает он, больше, чем просто оскорбление его лично. Сложившаяся система губит этот вид спорта, уверен Датунашвили.
«Много неспортивного происходит: агрессия, коррупция, насилие… Это не спорт».
Сегодня двукратный чемпион Европы Зура Датунашвили определил для себя два варианта развития событий, если Гегешидзе не уйдет в отставку: либо он покинет большой спорт, либо будет защищать флаг другой страны.
«Они мне не оставили выбора. Это будет самым сложным решением для меня, если его придется принять. Потому что всю свою борцовскую жизнь я посвятил Грузии, выступал от ее имени, и мне тяжело от одной мысли, что я буду представлять другую страну. Но возможность перехода в Россию точно исключена».