Я собираюсь вернуться в Грузию и в Украину – это две страны, где меня лишили гражданства, но никто не осмелился меня судить. Об этом бывший президент Грузии и экс-глава Одесской обладминистрации заявил в интервью Deutsche Welle. Беседа состоялась после организованного политиком съезда грузин-эмигрантов в бельгийском городе Льеж.
В ходе интервью Саакашвили заявил, что результаты прошедших в 2018 году президентских выборов были сфальсифицированы: «Я считаю, что наш кандидат (Григол Вашадзе, — прим. СОВЫ) не проиграл, у него украли выборы».
«Выборы подтасованы, и люди в Грузии это знают. Точно так же, как это знали в Венесуэле. Там людям на то, чтобы организоваться, понадобилось больше шести месяцев, в Армении – больше месяца, в Грузии – два, три, четыре месяца, и кипение народного гнева достигнет пика».
При этом Саакашвили заверил, что он не рассматривает революционных сценариев смены власти в Грузии. Тем не менее, он намерен мобилизовать грузинскую эмиграцию: диаспора переводит на родину больше половины национального бюджета, и эти люди имеют право на то, чтобы к ним прислушивались, считает бывший президент.
«Несмотря на то, что я имею революционную предысторию, революции — не мой первый выбор и не мой первый инстинкт. Я несколько лет строил и развивал страну. Для меня самое естественное — просто развиваться и идти вперед. Но если для этого нужно, чтобы народная воля четко была выражена мирным путем и были убраны препятствия для развития, то надо это тоже делать».
Говоря о Грузии, Украине и Молдове, Саакашвили заявил, что у этих стран одинаковые вызовы и враги – олигархи. «Да, есть путинская Россия, но она кормится тем, что олигархи убивают наше государственное устройство», — считает экс-президент.
«Путин говорит: посмотрите, это несостоявшиеся страны. Коррупция такая, что Россия на их фоне выглядит островком благосостояния и порядочности. Повод для этих разговоров наши олигархи дают».
Саакашвили посетовал, что в Грузии нет ни политики, ни свободных выборов, ни свободных медиа. «И когда мы говорим, что мы отличаемся от путинской России, то извините: есть вещи, в которых мы совсем уже не отличаемся», — добавил он.
«Мы можем лицемерить, но на самом деле все достаточно плохо. Единственное, что отличается: у нас в Грузии была история демократического успеха. Мирно передали власть, поэтому у меня есть право сказать: передайте эту власть другим – необязательно нам, но кому-то. Нельзя, чтобы вы там вечно были просто потому, что вам так хочется и у вас много денег», — заключил Саакашвили.
Политик уверен, что ему и его соратникам удастся добиться досрочных парламентских выборов в Грузии. «Можно сделать так, что никто ничего не украдет», — отмечает он.
Верит в успех своей политической силы Саакашвили и в Украине. Его «Рух новых сил» будет готовиться к парламентским выборам. «Я не собираюсь сидеть на двух стульях, но: вызовы одинаковы, враги очень похожи, и их реакции на меня очень похожи!», — объяснил он.
Что касается предстоящих президентских выборов, по словам Саакашвили, он не верит, что у Порошенко есть большие шансы выиграть. «Он выставил ту же схему подкупа, что и в Грузии. У них, по моим данным, около 400 миллионов долларов на сетку подкупа голосов. В Грузии по отношению к численности населения было еще больше. Но просто в отличие от Грузии Украина слишком большая страна. Там и у других партий тоже есть деньги. Мне кажется, что это поможет Украине быстрее избавиться от Порошенко, чем мы смогли пока что избавиться от Иванишвили», — добавил он.
«Не могу я себе представить, что этот человек так цинично отказался от всех своих обещаний перед украинским народом и вдруг опять станет президентом. Украина просто может распасться на много частей. Конечно, Путин этого ждет. Но не он это сделает, а Порошенко, даже без помощи Путина. Поэтому мне кажется, что сейчас стоит вопрос жизни и смерти Украины».
При этом Михаил Саакашвили выразил уверенность, что для Владимира Путина любой президент, который будет пользоваться доверием украинцев и отстаивать существование Украины, будет неудобен. «Для Путина удобен только хаос, — пояснил он, напомнив, — Я сидел недалеко от него [Путина] на саммите НАТО в 2008 году, когда он говорил, что Украина – это не страна, а территория. И он не поменял своего мнения».