пропаганда
пропаганда

Российская пропаганда: СМИриться нельзя бороться

— Включи какой-нибудь российский канал. Там нигде концерты не идут? – спрашивает Нино в новогоднюю ночь у своей внучки.

— Не идут, — уверенно отвечает Кристина, заведомо зная, что говорит неправду.

До Гали, откуда Нина родом, грузинский оппозиционный «Рустави-2» доходит, но в Сухуми без тарелки не показывает. Ее внучка, уехав из России, поняла: российская власть оккупировала не только 20% грузинской территории, но и собственные СМИ. «Я лишний раз стараюсь не смотреть российские телеканалы, оберегая от этого и свою бабушку», — говорит она.

Гибридная война

Таких как Нино не единицы. Начиная с простых концертов, между тем, они попадают и на информационные и аналитические программы на РТР типа «60 минут», где ведущие в специальном выпуске истерично задаются вопросом, «какие еще им «Искандеры» и ракеты разместить по своим границам» в ответ на заявление Йена Столтенберга о готовности принять Грузию в НАТО. И такие как Нино в НАТО не хотят. Новой войны боятся.

О военной истории Грузии говорят и домики с красными крышами для вынужденно переселенных в Церовани, и разрушенные дома от бомбардировок, и непрекращающаяся ползучая аннексия на линии оккупации. Но война пока еще осталась не просто историей, она продолжается и сейчас, только вместо танков наступают российские и пророссийские СМИ, под обстрел которых попадает сознание части грузинского населения, а называется она — гибридной.

Фото: North Atlantic Treaty Organization

Фото: North Atlantic Treaty Organization

Согласно проведенному в 2017 году «Фондом развития медиа» исследованию, ядром российской пропаганды в большей степени является внешняя политическая ориентация Грузии. И основные нарративы прокремлевской пропаганды — это вмешательство США во внутриполитические дела Грузии, вступление в НАТО как провоцирование России и вступление в НАТО как неосуществимая задача.

Опрос Национального демократического института (NDI) 2018 года показал самый большой процент (25%) неприятия устремлений Грузии в НАТО среди представителей этнических и религиозных меньшинств. 

Оккупированные территории и религиозные и этнические меньшинства, на взгляд специалиста по международной безопасности Звиада Адзинбаиа, главные сферы беспокойства. До них фактически не доходит альтернативная информация. Эксперт говорит, что людям на оккупированной территории, видевшим войну, страшно, что она снова придёт. Именно эта опасность внедряется российскими телеканалами опасность начала войны с Россией из-за постепенных шагов Грузии к НАТО.

«Российская пропаганда работает по стратегии 4D-Dismiss, Distort, Distract, and Dismay (Отрицание, Искажение, Дезориентация, Запугивание). Дезориентация работает примерно так: в день, когда ловят российских шпионов по делу Скрипалей, в котором все винят Россию, в их министерстве обороны делают брифинг и поднимают тему лаборатории Лугара. Это определённая стратегия, когда обвиняют тебя, обвини другого в ответ. Существует правда, основанная на факте. Русские же создают 5 «альтернативных» сфабрикованных фактов. Но, например, для моей бабушки, которая живет в Гали не понятно, какие из них сфабрикованы, а какие нет», — объясняет Звиад.

Стратегия (без)действия?

По мнению Адзинбаиа, государство недостаточно использует имеющиеся ресурсы для противодействия пропаганде. Это мнение разделяет и Анжей Климчук, польский дипломат, бывший политический сотрудник Союзнический офис НАТО. Он считает необходимым большую вовлеченность государства.

«У лозунга «больше НАТО в Грузию и Грузии в НАТО» должна быть имплементация. Целью государства должна быть активизация контрпропаганды».

«Важно иметь документ стратегической коммуникации. Нужно понимать, как взаимодействовать с обществом. Этого я в Грузии не вижу. Не говорю даже о том, что несколько лет мы настаиваем, чтобы министерство обороны делало проекты, объясняло людям, почему грузинские солдаты в Афганистане, почему они погибают. Нужно дать объяснение обществу», — говорит Климчук.

Сейчас же пока созданный англоязычный профиль министерства обороны Грузии на микроблог-платформе Твиттер старается преподносить своей аудитории достоверную специфическую информацию, о своих солдатах в том числе. Газета «Грузинская армия» в свою очередь предоставляет более конкретную и подробную информацию по вопросам обороны и безопасности.

Фото: North Atlantic Treaty Organization

Фото: North Atlantic Treaty Organization

Но необходимость в стратегической коммуникации видит и руководитель «Фонда развития медиа» (MDF) Тамара Кинцурашвили: «Регулирование пропаганды — деликатный вопрос, так как это достаточно субъективное понятие, зачастую государство может использовать это в своих интересах. Поэтому необходима стратегическая коммуникация, которая бы объясняла, является ли данный источник пропагандистским и почему».

О том, что регулирование информации и содержания передач, распространяемых иностранными вещательными каналами, где есть место пропаганде, не предусмотрено действующим законодательством, и медиа свободны, говорит глава Департамента по связям с общественностью грузинской Национальной Комиссии по коммуникациям (GNCC) Лана Беридзе.

Документ стратегии коммуникации существует. Исполняется ли полноценно — вопрос другой. В стратегии коммуникации 2017-2020 министерства обороны Грузии большое внимание уделяется активизированной «мягкой силе», которая направлена на ослабление государственных институтов Грузии и дискредитацию евроатлантического курса. Существование в информационном пространстве антизападных настроений определяется как угроза национальной безопасности Грузии. Одна из целей министерства, согласно документу, это адекватное реагирование на пропаганду противника и попытки пробуждения нигилистских настроений. Для этого одним из важных каналов коммуникации являются вещательные медиа. Особое внимание следует уделить коммуникации с этническими меньшинствами на понятном для них языке, говорится в документе.

Однако до 2020 остался год, а результата в этом конкретном вопросе, можно сказать, не достигнуто. Климчук вспоминает лишь телеканал «ПИК», вещавший с 2010 по 2012 год, как возможность получения русскоязычными людьми из регионов альтернативной информации на понятном им языке:

«Обрезать кабели, потому что там показывают российские телеканалы-невозможно. Невозможно быть вне информации, но нужно продавать что-то свое. Показать, как работает дезинформация. Пропаганда государственных идей стоит денег. Но это обходится дешевле, чем потом негативный результат на выборах, к примеру».

 «ПИК» противодействия

Пожалуй, телекомпания «ПИК» была последней работающей государственной инициативой, направленной на сдерживание проникновения российской дезинформации. «Первый информационный кавказский» начал вещание в 2010 году при поддержке экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. После событий августовской войны 2008 года в силу вступил неформальный запрет вещания российских телеканалов. Хотя, как сообщает глава PR GNCC Лана Беридзе, тогда ретрансляцию большей части русскоязычных каналов в Грузии прервали сами кабельные компании без вмешательства Комиссии. Таким образом, появившийся «ПИК» стал единственным в своем роде региональным телеканалом на русском языке с независимой редакционной политикой.

PIK политика featured, Грузия, информационная война, независимые СМИ, ПИК ТВ, Россия, СМИ, СОВА, факт-чекинг

Соучредитель и руководитель информационной службы «ПИК»-а Екатерина Котрикадзе считает, что с закрытием телеканала государство лишилось большого качественного СМИ на русском языке: «С учетом того, что Грузия — это многонациональное государство и с учетом того, что грузиноязычному зрителю и избирателю необходимо, чтобы его мысли и позиция доносились до мира, как минимум постсоветского пространства, особенно России, оккупировавшей территории, то это, конечно, огромная ошибка действующих чиновников».

«Это потеря для этнических армян, азербайджанцев и тех, кто привык говорить на русском и думать по-русски. В постсоветской Грузии таких людей много. Я знаю много грузин, которые смотрели грузинские телеканалы, читали грузинские газеты, и они все равно обращались к «ПИК»-у за получением объективной информации о том, что происходит по всему региону и всему миру».

Екатерина подтверждает, что по задумке «ПИК» был противодействием российской пропаганде. Канал создавался после войны, когда было очевидно, что такая необходимость возникла.

Война в Украине тоже стала определяющей в активизации борьбы с пропагандой, дезинформацией и ее разоблачением. Там активно работают разоблачающую ложную информацию сайты. Украина сегодня имеет опыт блокировки российских телеканалов. Но согласно обнародованному организацией Kremlin Watch в 2018 году рейтингу, список стран, ведущих активную борьбу против прокремлевской пропаганды, возглавляют страны Балтии — Латвия, Литва и Эстония. Латвийский Сейм уже передал на рассмотрение комиссиям поправки к закону, предусматривающие условия вещания. 90% содержания в основных пакетах услуг телевидения должно быть на языках ЕС. Таким образом предполагается ограничить кремлевскую пропаганду в Латвии.

Чужие среди своих

«Законодательный запрет ретрансляции российских телеканалов — это не панацея«, — так считает Мамука Андгуладзе, менеджер медиа программы в неправительственной организации «Международная прозрачность — Грузия». При этом он подтверждает факт отсутствия у Грузии стратегии по борьбе с существующей проблемой, и официального признания проблемы, в принципе, хоть вышеупомянутая стратегия коммуникации и признает российскую пропаганду угрозой национальной безопасности.

«Документ может лежать где-то на полке, но это не значит, что он работает. Согласно законодательству, в Грузии 90% вещания должно быть на официальном языке. Но что сделало ОРТ — они начали переводить передачи на грузинский. В прошлом году «НТВ» заявило, что собирается войти на рынок как бренд «НТВ- плюс». Во время Саакашвили существовал неформальный запрет на трансляцию российских телеканалов. Но нужно не забывать, что мы являемся членом Совета Европы, признаем европейские ценности и свободу информации. Свобода выражения мнения — это фундаментальное право, которое гарантировано всем, и мы не должны ограничивать его с целью защиты государственных интересов», — говорит онПо его словам, в Грузии работают и свои «маргинальные» грузиноязычные медиа, такие как «Асавал-Дасавали» и «Объективи», активно распространяющие в обществе антизападные и антинатовские настроения.

Тамара Кинцурашвили тоже считает, что в стране хватает своих СМИ, через которые просачивается российская пропаганда: «Хороший пример пропаганды — история с лабораторией Лугара. Когда сами грузиноязычные медиа начали распространять информацию, основанную на одном источнике. Мы все знаем, что это часть прокремлевской пропаганды, но почему-то такие случаи проходят в грузинские медиа. Простому человеку трудно определить, правдива ли эта информация. Поэтому, во-первых, правительство должно проводить правильную политику в этой области, а во-вторых, должны быть различные НПО, которые занимались бы факт-чеком и разъясняли людям, какая информация является правдой, а какая нет. Так же для СМИ должна быть определенная транспарентность, чтобы все знали, кто стоит за этими медиа. И если медиа не приносит прибыль, то следует вопрос: какова их цель?».

myth detector политика featured, Грузия, информационная война, независимые СМИ, ПИК ТВ, Россия, СМИ, СОВА, факт-чекинг

Факт-чеком в стране занимаются лишь некоторые сайты. Мамука Андгуладзе упоминает factcheck.ge, mythdetector.ge, работающие с опровержением дезинформации. Но сомневается, что круг людей, читающих эти статьи большой из-за отсутствия доступа к Интернету и языкового барьера среди религиозных и этнических меньшинств.

«Должны проводиться перманентные исследования. Мы должны знать мнение людей по разным вопросам, что их беспокоит и какие вещи происходят в стране, какие мифы есть в разных регионах. У нас есть все ресурсы, чтобы медиа работало нормально. Мы платим общественному телеканалу за плюрализм, но его там нет. Если не решить пока эту проблему, то и невозможно будет решить глобальные», считает он.

Ответ новых медиа

Быть может, как раз общественный телеканал, финансируемый налогоплательщиками, должен быть ответственен за изучение российской пропаганды и уделять время разоблачению дезинформации на языке его распространения — на русском. Пока этим в стране занимается лишь пара сайтов. А несколько мультимедийных онлайн ресурсов, таких как «СОВА», «Эхо Кавказа», «Jam-news», «Грузия Online» и еще таких как «Спутник», «Сакинформ», «Грузия и мир» стараются освещать события на русском языке. Только последние три, например, по исследованиям MDF, ведут явную пророссийскую политику.

«СОВА» — это пока единственное независимое русскоязычное мультимедийное издание в Грузии, объективно освещающее события в стране и регионе Южного Кавказа. Ее основатель — грузинский журналист Марта Ардашелия, которая работала в упомянутом ранее «ПИК»-е. За три года работы «СОВА» сумела заслужить доверие читателей внутри и за пределами Грузии. По её словам, «СОВУ» активно читают и в Абхазии, и живущие в России грузины.

«В какой-то момент нам стало понятно, что существует большой объем информации о Грузии на русском языке, который не совсем соответствует реальной картине. Поэтому решили сделать ресурс, который честно и профессионально расскажет о Грузии именно на русском языке», — говорит Марта Ардашелия.

В 2017 году «СОВА» попала в поле зрения Роскомнадзора, была заблокирована на территории России в течение десяти дней. Так «СОВА» стала первым грузинским СМИ, которого коснулись санкции российского регулятора.

«Мы рассчитывали, в первую очередь, именно на внутреннюю аудиторию, чтобы бороться с популярными в Грузии российскими телеканалами и многочисленными маленькими медиа, которые создают хайп, распространяя нужную России версию событий», — говорит Ардашелия.

В условиях активизации российской «мягкой силы» в стране существование таких ресурсов особенно важно. Важно, равно как и свобода СМИ. Как и то, что в демократическом государстве народу должны объяснять на доступном языке, что является правдой, а что пропагандой путем факт-чека. И тогда такие как бабушка Нино перестанут жить в страхе начала очередной войны.

*Статья подготовлена при поддержке Союзнического офиса НАТО в Грузии и Центра стратегического анализа Грузии

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => политика