Вроде и «граница» между Россией и Абхазией есть, и линия электропередачи, и «межправительственные» договоры, но поставки в регион электроэнергии с Севера начались лишь после недельного блэкаута, когда на три часа в день абхазские абоненты оставались без света (и воды). А вскоре министерство экономики Грузии сообщило: договор о поставках энергии заключен при их содействии – между Коммерческим оператором электроэнергетической системы Грузии (ESCO) и российской ГОСУДАРСТВЕННОЙ компанией «Интер РАО».
Получается, что российская фирма, в отличие от Кремля, уважает суверенитет и территориальную целостность Грузии. Одна из возможных причин – присутствие «Интер РАО» на грузинском рынке. Компания владеет тбилисской энергораспределительным оператором «Теласи». И это, вероятно, тот случай, когда бизнес важнее политики.
Поставляя электроэнергию в Абхазию напрямую, «Интер РАО» нарушила бы грузинский закон «Об оккупированных территориях». Но она этого не делает, подтверждением чему служит карта, размещенная на сайте компании: Абхазия на ней – в составе Грузии.
Помогать / не помогать?
Энергосодействие Абхазии в некоторых кругах в Тбилиси вызывает недовольство. Мол, мы и без того бесплатно поставляем свет с «Ингури ГЭС», так еще и дополнительно платим за отопление российских баз.
«В то время как Россия закрепляет оккупацию и аннексию наших территорий, увеличивает военную инфраструктуру в этих регионах, наше правительство фактически субсидирует энергосистему Абхазии за счет грузинских налогоплательщиков», — заявила член оппозиционной партии «Единое национальное движение» Саломе Самадашвили.
Позицию правительства по данному вопросу озвучивает госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили: «Мы всегда действуем в интересах населения – такова наша политика. Мы должны заботиться о наших жителях и ни в этом, ни в другом случаях не оставим их один на один с проблемами».
То, что официальный Тбилиси оплачивает показания с абхазских счетчиков, пару лет назад для самих абхазов стало сюрпризом. «Горькую» правду для них тогда озвучил Каха Каладзе – бывший футболист и бывший министр энергетики Грузии.
Экономия по-абхазски
По самым оптимистичным оценкам, население Абхазии составляет 240 тысяч человек, в Тбилиси – около 1,2 миллиона, т. е. в пять раз больше. Но парадокс заключается в том, что зимой энергопотребление столицы Грузии и оккупированного региона почти идентично. Данные за январь 2019 года: Абхазия – 254 млн кВт/ч, Тбилиси – 269 млн кВт/ч. Учитывать стоит и тот факт, что коммерческих и промышленных объектов в Тбилиси в разы больше.
Так в чем причина столь высокого уровня потребления электроэнергии в Абхазии? Абоненты почти не платят за нее или платят копейки.
«Несмотря на неоднократные попытки, мы не смогли договориться с абхазами, чтобы грузинская сторона обеспечила установку счетчиков на территории Абхазии. В таком случае там можно уменьшить потребление минимум на 60%. В Тбилиси такой проект завершился успешно – потребление сократилось на 35%», — говорит декан факультета энергетики и телекоммуникации Государственного технического университета Грузии Гия Арабидзе.
Из-за возросшего потребления в последние годы каждый февраль в Абхазии возникают проблемы: в Джварском водохранилище уровень воды падает, а таяние снега в горах еще не началось. При этом оккупированный регион в зимние месяцы и без того почти полностью «отбирает» энергию «Ингури ГЭС». К марту этот ресурс бывает почти полностью исчерпан.
Не соблюдается и заключенное когда-то джентльменское соглашение – в течение года 60% энергии с гидроэлектростанции может забирать Тбилиси, 40% – Сухуми. Но этот расклад уже несколько лет нарушается. Абхазия потребляет больше энергии.
Плотина дружбы
С задачей обходить красные линии оккупации политики и энергетики год от года успешно справляются. «Ингури ГЭС» грузины и абхазы обслуживают совместно. Ведь часть объектов, в том числе Джварское водохранилище, расположена на территории региона Самегрело, подконтрольного официальному Тбилиси, другая часть – в Гальском районе Абхазии. Колючая проволока и Ингурский мост – не всегда препятствие. В Гали иногда приглашают грузинских чиновников, на водохранилище – абхазских журналистов.
В 2020 году «Ингури ГЭС» должны остановить на ремонт. Самый главный энергообъект страны нуждается в реабилитации, которая продлится около трех месяцев. Об энергоснабжении Абхазии в этот период скорее всего вновь совместно позаботятся Тбилиси и Москва.